Математическая игра "Звездный час" для учащихся 7–8-х классов

Разделы: Внеклассная работа


Цель: воспитание интереса к математике через игровую деятельность.

Задачи:

  • Продолжить формирование интереса к математике; обобщить и систематизировать полученные знания через положительные эмоции и соревнование, которое повышает самоконтроль учащихся, приучает их к соблюдению установленных правил, а главное хорошо активизирует мыслительную деятельность.
  • Воспитывать доброжелательное отношение друг другу, любознательность и интерес к окружающему.
  • Развивать мышление, наблюдательность, взаимопомощь, сообразительность, чувство товарищества.

Оборудование: ПК, мультимедиа-проектор, электронная презентация (приложение 1).

Ход проведения игры

Класс делится на 4-5 групп по 5-6 человек. Игра проводится в IV тура. Вопросы I и III тура обсуждаются в группах вслух. Выбирается правильная версия ответа. По истечении времени табличку с номером поднимает капитан группы.

Во II и IV турах каждый участник группы работает самостоятельно. После чего результаты работы участников группы объединяются. Отчет о работе дает тоже капитан.

На каждый вопрос I и III туров отводится 30 секунд. На подготовку ответов во II и IV турах отводится по 1 минуте.

Игра сопровождается электронной презентацией (приложение 1).

I тур. Математические термины

  • отрезок;
  • перпендикуляр;
  • диаметр;
  • ромб;
  • биссектриса;
  • угол;
  • окружность;
  • радиус.

Предлагаемые вопросы и ответы

  1. Можно сказать, что это самая простая геометрическая фигура после точки, прямой, луча и отрезка.
    (Ответ. Геометрическая фигура, которая состоит из точки и двух лучей, исходящих из этой точки – это угол. Правильный ответ – 6)
  2. Термин, который происходит от латинского “делящий пополам”.
    (Ответ. “диа” – два, “метрио” - измеряю – это диаметр. Правильный ответ – 3)
  3. Она рассекает надвое.
    (Ответ. От латинского “бис” и “сектио” - рассечение. Это биссектриса. Правильный ответ - 5)
  4. По другому можно сказать маятник или отвес.
    (Ответ. Маятник и отвес всегда расположены перпендикулярно поверхности Земли. Это перпендикуляр. Правильный ответ – 2)
  5. Название этой фигуры происходит от греческого слова, обозначавшего детскую игрушку – волчок, юлу.
    (Ответ. На волчок становится похож ромб, если его поставить на острый угол. Итак, это ромб. Правильный ответ – 4)
  6. Евклид и большинство древнегреческих математиков пользовались этим словом. А мы заменяем его словом “диагональ”. Какой термин использовали ученые до XVIII века?
    (Ответ. “Диагональ” от латинского “идущий от угла к углу”; “диаметр” - от латинского “делящий пополам”. Это диаметр. Правильный ответ – 3)
  7. В древности не было и этого термина. Поэтому Евклид и другие ученые говорили просто “прямая из центра”. А с латыни этот термин означает “спица в колесе, луч”.
    (Ответ. Этот термин впервые встречается в XVI веке. А французский математик Франсуа Виет писал: “это элементарное слово” - “радиус”. Правильный ответ - 8)

Известные математики

  • Лонардо Фибоначчи
  • Эварист Галуа
  • Мухаммед аль–Хорезми
  • Рене Декарт
  • Герон Александрийский
  • Исаак Ньютон
  • Эратосфена
  • Пифагор Самосский

Предлагаемые вопросы и ответы

  1. В 1637 году этот известный французский математик ввел общепринятое в настоящее время обозначение степени числа: а2, а3, а4, … Кто он?
    (Ответ. Он же ввел современные знаки для переменных и неизвестных величин (x, y, z, …) и для коэффициентов (a, b, c, …) – это Рене Декарт. Правильный ответ – 4)
  2. Сын Мусы известен тем, что написал “Арифметический трактат”. Кто он?
    (Ответ. Абу Абдулла Мухаммед бен Муса аль-Маджуса аль-Хорезми – с его именем связано одно из основных понятий в информатике. Правильный ответ - 3)
  3. Вначале этот великий ученый-математик был известен как победитель Олимпийских игр.
    (Ответ. Нам он больше известен по теореме, которая носит его имя – теорема Пифагора. Конечно, это Пифагор Самосский. Правильный ответ – 8)
  4. В III в. до н.э. Архимеду удалось установить формулу, которая позволяет вычислять точно площади любых треугольников, если известны их стороны. Но эта формула носит имя другого великого математика. Какого?
    (Ответ. В своем наиболее важном геометрическом произведении “Метрика” этот математик излагает доказательство этой формулы. Она носит имя Герона Александрийского. Правильный ответ – 5)
  5. Он прожил 20 лет, всего 5 из них занимался математикой. Математические работы, обессмертившие его имя, а занимают чуть более 60 страниц. Кто он?
    (Ответ. Трагической и короткой была яркая жизнь французского математика Эвариста Галуа. Правильный ответ – 2)
  6. Кому принадлежит известный способ отыскания простых чисел?
    (Ответ. Во времена Эратосфена писали на восковых дощечках, а вместо того, чтобы числа вычеркивать, дощечку в нужном месте прокалывали. Отсюда и название способы – “решето Эратосфена”. Итак, это древнегреческий ученый Эратосфен. Правильный ответ – 7)
  7. Одной из важнейших заслуг этого математика явилось введение общих методов графического решения уравнений, которые основываются на применении изложенного им метода координат.
    (Ответ. Этот метод связывает геометрию с алгеброй. А система координат называется декартовой. Рене Декарт этот математик. Правильный ответ – 4)
  8. Ученый физик и математик, открывший основные законы движения тел и закон всемирного тяготения. Кто он?
    (Ответ. Английский ученый Исаак Ньютон. Его работы в области высшей математики открыли новую эпоху в математике. Правильный ответ – 6)
  9. Великий ученый, который однажды воскликнул: “Числа правят миром!”. Кто он?
    (Ответ. Это Пифагор Самосский. Правильный ответ – 8)
  10. Чье имя носит последовательность чисел 1, 1, 2, 3, 5, 8, 13, 21, 34, …?
    (Ответ. В 1202 году итальянским математиком Леонардо Фибоначчи была написана “Книга абака”. Он разработал самостоятельно некоторые новые алгебраические примеры решения задач и первый в Европе подошел к введению отрицательных чисел. Итак, это Леонардо Фибоначчи. Правильный ответ – 1)

II тур

Вытягиваются 10 букв. На каждую выпавшую букву нужно записать слово, связанное с математикой.

Например: А, В, Г, М, Н, О, С, У, Ф, Я.

Возможные варианты слов:

  1. Абсцисса
  2. Вершина
  3. Гипотенуза
  4. Метр
  5. Ноль
  6. Окружность
  7. Сектор
  8. Угол
  9. Фигура
  10. Ярд

III тур. Логическая цепочка

1.

 

Я утверждаю, что все эти четырехугольники – параллелограммы. Опровергните мое утверждение. Какой многоугольник не является параллелограммом?

(Правильный ответ – 3)

2.

Евклид Паскаль Фалес Архимед
1 2 3 4

Мне кажется, что это фамилии древнегреческих ученых-математиков. Так ли это? Есть ли среди этих имен имя негреческого математика?

(Ответ. Блез Паскаль – французский математик XVII века. Правильный ответ – 2)

3.

биллион триллион септиллион секстиллион
1 2 3 4

Я думаю, что расположила эти числа в порядке возрастания. Так ли это? Где нарушена цепочка?

(Ответ. Биллион (миллиард) = 109, триллион = 1012, септиллион = 1024, секстиллион = 1021. Правильный ответ – 3<—>4)

4.

Cофья Жермен Софья Ковалевская Гипатия Мария Аньези
1 2 3 4

Кто лишний в этом ряду женщин-математиков?

(Ответ. Софья Ковалевская – выдающаяся русская женщина-математик. Правильный ответ - 2)

5.

Где я нарушила логическую цепочку?

(Ответ.

6.

1 2 4 6
1 2 3 4

Какое число нарушает эту логическую цепочку?

(Ответ. 1 = 20, 2 = 21, 4 = 22, 6 ? 23. Правильный ответ – 4)

7. Русские неметрические единицы:

миля верста десятина вершок
1 2 3 4

Какая единица нарушает этот логический ряд?

(Ответ. Миля, верста, вершок – единицы длины, десятина = 2 400 кв.саженям – единица площади. Правильный ответ – 3)

8.

весна лето осень зима
1 2 3 4

Я думая, что времена года расположены по возрастанию их продолжительности. Где я напутала?

(Ответ. Весна – 92 суток 19 часов, лето – 93 суток 15 часов, осень – 89 суток 19 часов, зима – 89 суток 0 часов. Правильный ответ - 2 <—> 1)

IV тур

Из букв, входящих в слово пентограмма составить как можно больше слов.