Проект открытого урока по математике в 5-м классе "Решение задач на движение"

Разделы: Математика


Размышление учителя об уроке

Почему проект?

Проведение урока по жесткому плану предполагает обязательное достижение запланированного результата с той или иной степенью отклонения от цели урока, причем предполагается, что это отклонение случается в результате именно не доработок учителя, вызванных “сопротивлением материала”.

Вероятностный проект урока, а не жесткий пан действий должен обеспечить только наиболее вероятное достижение целей совместными усилиями всех его участников с помощью разных ресурсов (интеллектуальных, коммуникативных, технологических и др.). Особенности проекта по сравнению с первоначальным замыслом в зависимости от того или иного сценария его развертывания. А тот или иной сценарий возникает и реализуется как совместное творчество всех участников проекта – и учеников, и учителя. Проект предполагает создание интеллектуальных, мотивационных и других условий для педагогического со-бытия, в результат чего происходят личностные изменения. План же – осуществление мероприятий, результатом которых должно стать овладение учащимися нормативных знаний, умений и навыков. Проект имеет в основе внутреннею рефлексию и саморазвитие, а план лишь внешнее изменение. Поэтому проект урока принадлежит инструментовки личностно-ориентированного образования.

Проведение открытого урока

Урок второй по расписанию. Учащиеся пришли на урок не утомленные, время урока идеально: “жаворонки” еще не утомленны, “совы” уже проснулись. Установка контакта учителя с учениками. Распределение ролей, введение в игру. Очень важно для оптимизации образовательного общения знание учителем скорости реакции, темперамента и ведущего канала восприятия - визуального, аудиального и кинестетического. Визуалу и кинестетику не годятся долгие и эмоциональные повествования. Кинестетику и аудиалу бессмысленно предъявлять что-либо виде схем, опорных конспектов. Кинестетик наиболее адекватное понимание получает от работы с объемными материалами. Особое внимание на индивидуально психологические проблемы: память, внимание, тревожность, мелкая моторика, внушаемость, а также на данные социометрии, которые характеризуют самочувствие ученика в классе и соответствующим образом влияют на обучаемость, т.е. тревожным и депрессивным не создается ситуация стресса, агрессивных не провоцирует, невнимательным подбираются специальные средства фиксации внимания и.т.п. Данные социометрии используются при организации групповой работы, а так же при работе у доски. Групповая работа на уроке с переменным составом групп (трех разовая смена состава групп), основания: право-левополушарность, ведущие каналы информации, индивидуально-психологические проблемы, социометрия.

На уроке организуются ролевые ситуации

Идея. Ученик участвует в управлении обучением, выполняя некую роль.

Роли подразделяются на дидактические и организационные.

Дидактические: “Фома неверующий”- как только произносится при объяснении учителем или детьми нечто, что может вызвать сомнение: следует реплика: “А я не верю, докажите!”,“Спонсор знаний” - те к кому может обратиться любой ученик за помощью, “Почемучка” - подготовить и осуществить устный опрос, “Штурман” - разработать программу повторения пройденной темы, “Подводящий черту” - скажет какая мысль (вывод, результат) на уроке была, по его мнению, главная, “Дежурный по словарю” - повторяет со всеми правило, определение, которое было записано самостоятельно к уроку.

Организационные: “Связник” - организатор порядка и распорядитель , “Психолог” - в конце урока оценивает атмосферу урока, степень её дружественности. Он вправе сделать в тактичной форме замечание любому участнику урока, “Хранитель времени” - хронометраж урока.

Объект проектирования: урок “Решение задач на движение”

Предмет проектирования: динамика нормативных (обязательных для усвоения) и личностных результатов обучения, воспитания и развития учащихся

Цели:

  1. Педагогические (обучения, воспитания, развития учащихся)
  2. Образовательные – ввести типы задач на движение по одной прямой, научить распознавать эти типы, ввести общий способ решения задач на движение вдоль прямой, разобрать арифметический и геометрический способ способы решения задачи, продолжить формирование вычислительного навыка учащихся.
  3. Развивающие - через решения задач развивать творческую и мыслительную деятельность учащихся. Интеллектуальные качества: способность к “видению” проблемы, оценочным действиям, обобщению, быстрому переключению, самостоятельности, гибкости мышления. Учить учащихся корректировать свою деятельность в ходе урока. Формировать умения четко и ясно излагать свои мысли, задавать вопросы. Развивать эмоции учащихся через создание на уроке ситуаций эмоциональных переживаний.
  4. Воспитательные – формирование элементов социально-личностной компетентности на основе умения проектировать и осуществлять алгоритмическую и эвристическую деятельность, проверять и оценивать результаты деятельности.

Развития образовательного процесса (диагностические, познавательные, исследовательские)

Диагностические – определение зоны ближайшего развития учащихся после выработки решения задач различных типов на движени

Познавательная – определение результативности и эффективности методических приемов личностно-ориентированного урока, ИКТ

Исследовательская – определение возможностей проектного подхода к конструированию урока как педагогического события, предназначенного для проживания его свместно учащимся и учителем: каковы плюсы и минусы проектно-сценарного варианта подготовки урока.

Профессионального и личностного саморазвития учителя: оттачивания принципиально новых средств, приемов и техник планирования и проведения уроков:

  1. Самостоятельность ученика в выборе “познавательных” ролей
  2. Право ученика на выбор темпа усвоения и способа понимания информации (простое повторение, логическая схема, решение поставленной проблемы, исследование, оценка, моделирование)
  3. Реальную возможность каждого ученика быть соавтором урока.

Конструктор урока

Презентация

Разделы урока

Функциональные блоки

 

Содержание деятельности Использова ние ИКТ

(слайды)

примечание
Организационные формы Время

(мин)

Начало урока

(мотив, имя, цели)

“Привлекательная цель”. Учащимся предлагается работа на “конвейере по сборке задач”. “Театрализация” - определение типов задачи. Слайд №1 Введение ролей: “командир, “связник”, “спонсор знаний”, “дежурный по словарю”, “хранитель времени”, “психолог”. 2
Первичная актуализация Учащиеся формулируют вопросы, на которые должны дать ответ в ходе изучения этой темы. Что хотели узнать сегодня на уроке, чему научиться?

Все проблемы, о которых говорят ученики, учитель кратко записывает на доске и обещает, что на все вопросы постараются вместе получить ответы на этом или последующих уроках.

Проблемы:

  1. Какие существуют виды задач на движение?
  2. Что общего и в чём различие таких задач?
  3. Какие можно выделить способы решения?
  4. Как самостоятельно составить задачу на движение?
Слайд №2 Беседа, позволяющая выявить проблемы детей при решении задач на движение 2
Системная актуализации Повторение функциональной зависимости между величинами: расстояние, время, путь. Указания к задачам. Слайд №2 фронтальная 2
Предъявление нового материала

(построение в свободном общении алгоритмов решения задач)

Рассматриваем на модели реальной действительности, математической модели типы задач, подходы к их решению Слайд №3 Слайд №7 Слайд №11 Построение беседы с элементами проблемных вопросов 13
Повторение функциональ

ной зависимости

Проверка усвоения формул нахождения расстояния, скорости, времени Слайд №15 Слайд №16 Парная работа, работают при помощи “Тренажера”  

стный счёт в парах сменного состава)

2
Переход к закреплению Предъявление зада для решения группам детей Распечатка

слайдов группам детей №5, 9, 13

групповая 2
Систематическое закрепление Работа групп:

1гр. – выполняет чертеж по условию задачи

2гр. – данные задачи заносит в таблицу

3гр. – записывает решении, в общем виде

4гр. – выполняет арифметическое решение задачи

Слайды

№4, 5, 6

Слайды

№8, 9, 10

Слайды

№ 12,13,14

групповая 5
Содержательный итог урока Выступление групп, комментарии учителя.

После предъявления работы групп смотрим слайды презентации, сверяем с деятельностью групп.

Слайды

№4, 5, 6

Слайды

№8, 9, 10

Слайды

№ 12,13,14

групповая 5
Контроль Итоговый тест

Выполняют по одному заданию, или группой

Тест Excel

(распечатка)

Индивидуальная, групповая 7
Домашняя работа

(мотив на завтра)

Дифференцированное домашнее задание Карточки с геометрической моделью задачи индивидуальная 1
Окончание урока

(релаксация)

Высказывается “психолог” о работе класса на “конвейере” по сборке задачи;

На листках с тестами дети рисуют “мордашки”, сигнализируют о своем эмоциональном состоянии.

Слайд №17 Групповая, индивидуальная 2

Тест “Решение задач”

Решение задач на движение

вопрос Вариант ответа Ответ учащегося
№1 Из двух пунктов одновременно    
       
       
       
       

Приложение