Урок математики с использованием ИКТ по теме "Сложение и вычитание смешанных чисел"

Разделы: Математика


Тип урока: сообщение новых знаний.

Форма урока: урок- путешествие.

Цели урока:

- научить объяснять и выполнять сложение и вычитание смешанных чисел;
- обеспечить условия для активизации мыслительных операций (сравнения, обобщения, анализа и конкретизации) и развитие устной “математической” речи;
- содействовать воспитанию интереса к предмету, развитию коммуникативной культуры учащихся, форм сотрудничества, сотворчества, уверенности в себе.

Оборудование: Изображения горных вершин, альпинистов на доске, “карточки настроения” (Рисунок 1), презентация (Приложение1), проектор и персональный компьютер, учебник “Математика 5-кл.” Виленкин и др., плакат для устного счета (Рисунок 2).

Ход урока:

1. Организация начала урока:

Здравствуйте, ребята! Встаньте ровно, проверьте готовность к уроку: на столе должны лежать учебник, тетрадь, письменные принадлежности, сигнальные карточки и карточки- настроения. Садитесь

Из карточек-настроений выберите карточку которая соответствует вашему настроению и покажите мне.

В конце урока проанализируем, улучшилось ли ваше настроение.

2.Сообщение темы и постановка целей урока:

Тема сегодняшнего урока “Сложение и вычитание смешанных чисел”. На уроке мы узнаем, как складывать и вычитать смешанные числа, как применять полученные знания к выполнению практических заданий.

Приложение 1. СЛАЙД №1

На время данного урока мы станем альпинистами, и весь урок будем покорять горные вершины царства “Обыкновенных дробей” (Обратиться к рисункам на доске)

-Кто такие альпинисты?

-Какие они должны быть?

Для начала проверим, что вы имеете в своем рюкзаке? А в рюкзаке у нас домашнее задание. Проверим его.

3.Проверка домашнего задания.

Приложение 1. СЛАЙД №2, №3, №4.

Откройте тетради и запишите число, тему урока.

4.Устный счет

Определим, что ещё очень важное надо взять с собой для покорения вершин (используя плакат для устного счета). Правильному ответу соответствует БУКВА под ним. Один учащийся у доски, остальные с места реагируют сигнальными карточками.

Приложение 1. СЛАЙД №5

5.Обобщение и систематизация ранее изученного материала.

Фронтальный опрос

Какая из дробей с одинаковыми знаменателями больше?

Какая дробь называется правильной?

Как сложить две дроби с одинаковыми знаменателями?

Как вычесть две дроби с одинаковыми знаменателями?

Как выразить целую часть из смешанного числа?

Как перевести смешанное число в неправильную дробь?

Графический диктант.

Теперь выберем маршрут для покорения горных вершин знаний.

На экране появляется математическое выражение, если оно верное, ставьте , если неверное, то ставьте

У вас получится рисунок, это и будет наш маршрут.

Приложение 1. СЛАЙД №6

а) > ; б) правильная дробь;

в) 4; г) ;

д) ; е) ; ж) .

Чтобы не сбиться с пути проверим наш маршрут

Правильный ответ: Приложение 1. СЛАЙД №

img3.gif (1628 bytes)

Перед нами не самый легкий маршрут. Нам надо покорить 4 вершины “Историческую”, “Новых знаний”, “Задачи”, “Домашнее задание”

Итак, первая вершина “Историческая”.

Приложение 1. СЛАЙДЫ №8, №9.

  • Посмотрите, как изображали дроби в Древнем Египте:
  • В древнем Китае вместо черты использовали точку:
  • Индийцы записывали так:
  • Первым дробную черту ввел итальянский ученый Фибоначчи.
  • Дроби на Руси называли долями, а позже “ломаными” числами. (VIII в.)

У нас есть поговорка “Попал в тупик, т.е. попал в такое положение, откуда нет выхода. У немцев аналогичная поговорка гласит: “Попал в дроби”. Она означает, что человек, попавший в дроби, попал в трудное положение. Эта поговорка напоминает о тех временах, когда дроби считали самым трудным, запутанным разделом математики ,т.к. общих приемов действий с дробями и записи дробей не было. Мы начинаем изучать их уже в младших классах.

Задача нашего урока – показать, что обыкновенные дроби не смогут поставить вас в трудное положение. Будем уверенно складывать, вычитать, находить дробь от числа, число по заданному значению дроби.

6. Изучение нового материала.

И вот мы подошли к вершине “Новых знаний”

1) Давайте решим задачу. На тарелке лежало плитки шоколада, а на другой плитки шоколада. Сколько всего шоколада лежало на двух тарелках?

Как предлагаете решать?

.

Можно записать короче:

.

Решим ещё один пример:

.

Сделайте вывод как сложить смешанные числа?

(Надо сложить отдельно целые части, а дробные отдельно)

2) На тарелке лежало плитки шоколада. плитки шоколада съели. Сколько шоколада осталось на тарелке?

Как найти, сколько шоколада осталось?

; .

Сделайте вывод, как вычесть смешанные числа?

(Надо вычесть отдельно целые части, а дробные отдельно).

Еще раз повторить правила.

Ну, я считаю, что и вторую вершину мы покорили.

Физ.минутка.

Теперь давайте сделаем привал и немного отдохнем. Встаньте со своих мест, проведём физминутку.

Мы осанку исправляем,
Спинку дружно прогибаем.
Вправо, влево мы нагнулись,
До носочков дотянулись.
Плечи вверх, назад и вниз,
Улыбайся и садись.

7. Закрепление изученного материала

Следующая вершина “Задачи”.

Некоторые растения находятся в Красной книге. Вы знаете, что это за книга?

И сейчас мы с вами должны угадать одно из таких растений.

Приложение 1. СЛАЙД №10.

Нужно решить следующие примеры. И каждому правильному ответу соответствует буква. Подставив к ответу букву, мы сможем прочитать название этого растения.

Приложение 1. СЛАЙД №11.

Один учащийся у доски, остальные в тетрадях.

1) ; 4) ;

2) ; 5) ;

3) ; 6) 12;

Приложение 1. СЛАЙД №12.

Работа по учебнику.

№1088 Самостоятельно в тетрадях. Можно без краткой записи.

С последующей проверкой.

(кг) – в двух коробках.

Ответ: кг конфет.

Резерв №1089.

8. Домашнее задание:

И, наконец, мы подошли к последней вершине, вершина “Домашнее задание”. Её вы покорять будете самостоятельно дома.

Откройте дневники и запишите домашнее задание.

Приложение 1. СЛАЙД №13.

№1109 (а, б, в, г).

№1110.

№1114.

9. Итог урока.

Так что же мы учились делать сегодня на уроке?

Как сложить смешанные числа?

Как вычесть смешанные числа?

Молодцы, ребята, вы смогли убедить меня в том, что научились складывать и вычитать смешанные числа. Изучение этой темы вы продолжите на следующих уроках.

А так как вы очень хорошо поработали на уроке, в память о нашем уроке хочу вручить вам маленькие подарки. Дежурные раздадут на перемене.

Выберите теперь карточку-настроения и покажите, какое у вас сейчас настроение.

Впереди у вас ещё много новых вершин и если вы будете целеустремлёнными, упорными, как альпинисты, то покорите любую вершину.

Спасибо за урок.

И счастливого вам восхождения на вершину ЗНАНИЙ.