Применение презентаций в преподавании математики

Разделы: Математика


Одной из причин использования новых информационных технологий в образовательном процессе является то, что преподаватели вынуждены постоянно решать дилемму – как “уложить” растущий объём изучаемого материала в небольшое число часов, которое имеет тенденцию к сокращению. С другой стороны, существует необходимость в тщательно подобранных учебно-методических материалах и пособиях, которые могут быть использованы при проведении учебных и практических занятиях. Одним из путей решения этой проблемы является создание презентаций, которые на современном этапе развития информационных технологий являются одним из самых эффективных методов представления и изучения любого материала. Компьютерные презентации позволяют подойти к процессу обучения творчески, разнообразить способы подачи материала, сочетать различные организационные формы проведения занятий с целью получения высокого результата, при минимальных затратах времени на обучение.

По способу использования их можно разделить на две группы – презентации для сопровождения доклада (лекции) и индивидуальные работы над проектом.

Первая органично вписывается в структуру урока, сопровождая рассказ учителя. Возможность вставлять любые объекты (картинки, графики, таблицы, и др.) в презентацию делает её особенно привлекательной при изучении сложных тем, когда необходимо показать модели или ход процесса. К тому же при представлении материала в таблицах, графиках и тезисах, включаются механизмы не только слуховой, но зрительной и ассоциативной памяти. Однако следует помнить, что использование презентации, как и любое использование компьютерных технологий, должно быть оправдано. То есть она должна давать возможность продемонстрировать тот материал, который станет понятнее именно в данной реализации, именно с использованием технических средств компьютера. В любом случае при первичном применении презентации даже самая простая реализация способна заинтересовать учащихся.

Вторая является одной из ведущих форм личностно ориентированного обучения. Такой активный метод обучения активизирует творческий потенциал учащегося, учит работать с информацией, выбирать главное, систематизировать, анализировать, выбирать наиболее удачный способ представления материала. Каждый учащийся наглядно демонстрирует свои знания, умения, навыки, может реализовать себя.

Использование презентационных материалов на уроках математики помогает:

  • рационализировать формы преподнесения информации (экономии времени на уроке);
  • повысить степень наглядности;
  • получить быструю обратную связь;
  • отвечать научным и культурным интересам и запросам учащихся;
  • создать эмоциональное отношение к учебной информации;
  • активизировать познавательную деятельность учащихся.
  • реализовать принципы индивидуализации и дифференциации учебного процесса.

В качестве примера рассмотрим систему уроков по теме “Функция”. Выбор данной темы не случаен.

Функция является одним из основных понятий математики, в частности математического анализа, так как математические модели реальных ситуаций, изучаемые на протяжении всего курса алгебры, напрямую связаны с функциями. Функционально-графическая линия отражена в ГОСе, задания на основные функциональные понятия включены в ЕГЭ. Таким образом, формирование функциональной грамотности у учащихся является одной из основных задач учителя математики. В школьных курсах математики и физики, как правило, рассматриваются числовые функции. Основная тема 7 класса – линейная функция, с точки зрения моделирования реальных процессов соответствует равномерным процессам. Основная тема 8 класса – квадратичная функция, моделирующая равноускоренные процессы. Основная тема 10 класса – показательная функция, моделирующая процессы органического роста, 11 класс – тригонометрические функции, они моделируют периодические процессы. По мере продвижения изучения свойств числовых функций определяется не только время введения функционального понятия, но и формирование уровня строгости предъявления понятия.

Особо в процессе изучения данной темы можно выделить 8 класс, так как в конце курса впервые вводится формальное определение монотонности функции. Здесь особенно важно, чтобы усвоение данного понятия опиралось на наглядно-интуитивный и рабочий уровни восприятия учебного материала. В качестве учебного материала по данной теме вошла презентация “Исследование функции на монотонность”. Применение презентации при объяснении данного понятия становится актуальным. Это помогает воспринимать учебный материал, делает его наглядным, структурированным, тем самым помогает учащимся усвоить данное функциональное понятие. В этом случае можно отметить преимущество применения презентаций перед текстом учебника: во-первых, графики, диаграммы, иллюстрации можно представить в динамике, во-вторых, при демонстрации презентации график функции или объяснительный текст появляется в нужном месте и в нужное время по мере его необходимости, в-третьих, в ходе работы можно вызывать на экран с помощью гиперссылки вопросы или задания, поясняющие и углубляющие текстовый материал и активизирующие обучаемого.

Для правильного формирования у учащихся как самого понятия функции, так и представления о методологической сущности этого понятия полезно рассматривать кусочные функции, т.е. функции, заданные различными формулами на различных промежутках области определения. Во многих случаях именно кусочные функции являются математическими моделями реальных ситуаций. Процесс построения таких функций становится более понятным, а самое главное, более наглядным и быстрым (экономится время на уроке), если весь этот процесс представит в среде Power Point. На уроках по данной теме используется презентация “Построение графиков кусочных функций”.

8 класс

Тема урока: Исследование функции на монотонность.

Цели урока:

  • формирование основного функционального понятия монотонности функции;
  • развитие умения применять полученные знания на практике;
  • развитие умения строить графики кусочных функций и умения читать графики.

Оборудование: мультимедийный проектор.

Программные средства: компьютерные презентации (среда Power Point).

Ход урока.

  1. Организационный момент.
  2. Актуализация знаний и умений учащихся.
  3. В ходе фронтального опроса учащиеся вспоминают определения возрастающей (убывающей) функции самостоятельно (на наглядно-интуитивном и рабочем уровнях), одновременно идет демонстрация данного понятия на презентационном экране. <Приложение № 1>

  4. Изучение нового материала.
  5. Учитель даёт формальное определение возрастающей и убывающей функций. На примере уже знакомых для учащихся функций (линейной, квадратной и функции вида ) показывается применение нового определения для доказательства возрастания или убывания функции на заданном промежутке. На промежутке х > 0 возрастание (убывание) функции доказывает учитель. Для того, чтобы учащиеся лучше усвоили суть нового определения и основные приёмы работы с ним, учащимся предлагается провести доказательства на промежутке х < 0 самостоятельно. Проверка организована с помощью проектора.

  6. Закрепление пройденного.
  7. На данном этапе учащимся предлагается построить график кусочной функции. Проговаривая все этапы построения, учащиеся стоят предложенный график в тетрадях. Одновременно с этим на презентационном экране демонстрируется поэтапное построение графика. Вспоминая основные свойства функции, учащиеся читают график, а на экране появляется порядок перечисления свойств. <Приложение № 2>

  8. Практическая работа.
  9. Учащимся даётся задание построить и прочитать график кусочной функции. На этом этапе предусматривается самопроверка: на презентационном экране показывается весь процесс построения графика кусочной функции. Учащиеся сопоставляют свой график с графиком на экране и оценивают свою работу по предложенным критериям: правильность, аккуратность построения. По ходу чтения графика идёт коррекция знаний и умений учащихся.

  10. Подведение итога урока. Постановка домашнего задания.

В 9 классе повторение функциональных понятий курса алгебры 7 – 9 классов играет существенную роль. Во-первых, учащиеся анализируют накопленный опыт в использовании понятия функции и работе со свойствами функции. Во-вторых, возникает потребность в формальном определении понятия функции и соответствующих свойств функции.

Основные цели уроков по изучению темы “Числовые функции”:

  • обобщение и систематизация знаний и умений учащихся по теме;
  • введение формальных определений соответствующих функциональных понятий;
  • использование графиков функций как средства для решения уравнений и описания свойств функций;
  • формирования умения описывать свойства функции по её графической модели.

Введение формальных функциональных понятий полезно выполнить в среде Power Point, что помогает ввести данные определения в сопровождении соответствующей графической интерпретации, повысить наглядность, доступность учебного материала, предоставить возможность вернуться к необходимому объяснительному моменту урока. В качестве учебного материала входят презентации “Основные свойства функции” и “Простейшие функции и их свойства”. <Приложение № 3>

Данная работа была бы не полной без материалов, составленных учащимися. Представление своего опыта учащиеся 9 класса могут выполнить в презентационном варианте уже самостоятельно. Это способствует формированию у учащихся эффективных способов переработки информации. Работа учителя заключается в том, чтобы помочь учащимся найти необходимую информацию, грамотно и интересно её оформить. Таким образом, учащимися были выполнены презентации “Словесный способ задания функции”, “Функция у = | x |, её свойства и график”, “Функция , её свойства и график”. <Приложение № 4>

Изучение числовых функций продолжается и в 10 – 11 классах. Поэтому для понимания учащимися курса алгебры в целом на первых уроках в 10 классе особенно важно повторение изученных ранее функции и их свойств. Это значит, что нужно организовать их деятельность по изучению той или иной функции так, чтобы рассмотреть новую функцию системно, с различных сторон, в различных ситуациях. На первых уроках в 10 классе с целью организации такой деятельности я использую презентацию “Понятие функции”. В этой презентации даётся определение функции, раскрываются основные свойства и повторяются свойства и графики ранее изученных функций. В качестве учебного материала использую презентацию “Взаимно обратные функции”. <Приложение № 5> Материал для презентации “Преобразование графиков функции” я нашла в Интернете. В результате, учащиеся получили возможность увидеть движения и преобразования в динамике, что помогает развивать графическую культуру учащихся.

Для проверки знаний и умений учащихся по пройденному материалу мною составлены графические тесты, которые так же выполнены в среде Power Point. <Приложение 6> Такая реализация контроля знаний выходит на получение быстрой обратной связи о знаниях и умениях учащихся, помогает скорректировать дальнейшую работу по устранению ошибок и недопонимания по теме.