Нетрадиционные формы контроля знаний на уроках математики

Разделы: Математика


Многие годы единственной формой итогового контроля знаний, умений и навыков оставалась контрольная работа, при этом личностный рост ребенка оставался вне поля зрения педагога. Сегодня совершенствование учебного процесса требует развития и внедрения новых нетрадиционных форм обучения. Изменение форм обучения влечет за собой изменение в системе контроля. Она становится более гибкой, позволяющей, с одной стороны, организовывать контроль знаний, умений и навыков, а с другой стороны – находить возможность развития интеллектуальных и творческих способностей учащегося.

Нетрадиционные формы тематического контроля частично повторяют уже известное, но существенно отличаются учетом эмоционального состояния ученика, зачастую в игровой формой работы, более широкими возможностями развития памяти, внимания, мышления, воспитания каждой личности и коллектива в целом.

Методическая разработка урока – зачета «Слалом» в 8 классе по теме «Решение квадратных уравнений»

Методика проведения зачета

Учитель готовит зачетные листы на компьютере для каждого ученика, которые представляют маршрут слаломной трассы, вписывает в каждые ворота, через которые должен пройти горнолыжник, задания. По мере спуска задания усложняются. Учащиеся записывают ответы на флаге. По этим ответам учитель оценивает работу учащихся.

При подготовке к зачету учащиеся получают задания, по которым должны составить свой маршрут, который также оценивается учителем. Такая работа позволяет лучше раскрыть творческие способности учеников.

Цель: проверка знаний учащихся по решению квадратных уравнений.

Образовательные задачи:

- применение алгоритма решения квадратных уравнений;
- проверка усвоения темы на обязательном уровне.

Развивающие задачи:

- развитие умений в применении знаний в конкретной ситуации;
- развитие навыков реализации теоретических знаний в практической деятельности;
- развитие памяти, сообразительности, логического мышления, преодоления трудностей, умения работать с компьютером;
- развитие творческой способности.

Воспитательные задачи:

- воспитание интереса к математике.
- воспитание качеств характера таких как, как настойчивость в достижении цели.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, слайдовая презентация, карточки с
заданием, конверты.

Тип урока: урок - зачет.

Формы организации учебной деятельности: индивидуальная, работа со слайдами, с индивидуальными карточками.

Ход урока

I. Организационный момент (проверяется готовность к уроку, объявляется цель урока, объявляются правила игры).

II. Организационно - деятельностный этап.

1) Выполнение самостоятельной работы по индивидуальным маршрутам на компьютере (по вариантам). (Приложение 1)
2) Защита учащимися своих маршрутов.

III. Подведение итогов. Рефлексия.

Учитель проверяет ответы учеников, используя готовые ответы (Приложение 2), выставляет оценки за работы и проводит рефлексию. Вывешивается плакат для проведения рефлексии:

- усвоил полностью, но затрудняюсь в применении;

- усвоил полностью, могу применить;

- усвоил частично;

- не усвоил.

Ученики на своих маршрутах изображают квадраты разных цветов.

Учитель подводит итог урока.

Методическая разработка урока – зачета «Танграм» в 11 классе по теме «Решение показательных уравнений»

Методика проведения зачета

Учащиеся делятся на группы. Каждая группа получает свое задание разработать макет детской игрушки с заданными параметрами. Эти параметры – показательные уравнения, которые надо решить. С помощью танов сложить игрушку. Полученные ответы – стороны танов, которые должны соединяться. Все таны должны быть задействованы. Нельзя накладывать их друг на друга. А проверить правильно ли решены уравнения, помогает верно полученная фигура.

Каждая группа изображает фигуру красочно на слайде презентации, подписывает название полученной игрушки, защищает свой мини – проект, поясняя ход решения уравнений. По полученной фигуре учитель оценивает работу группы.

Урок рассчитан на 2 часа.

Цель: проверка знаний учащихся по решению показательных уравнений.

Образовательные задачи:

- применение алгоритма решения показательных уравнений и неравенств;
- проверка усвоения темы на обязательном уровне.

Развивающие задачи:

- развитие умений в применении знаний в конкретной ситуации;
- развитие навыков реализации теоретических знаний в практической деятельности;
- развитие памяти, сообразительности, логического мышления, преодоления трудностей, умения работать с компьютером.

Воспитательные задачи:

- воспитание интереса к математике;
- воспитание культуры общения, умения работать в коллективе, взаимопомощи;
- воспитание чувства ответственности за коллектив в процессе творческой работы;
- воспитание качеств характера таких как, как настойчивость в достижении цели.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, слайдовая презентация, карточки с заданием, конверты, таблица для проведения рефлексии.

Тип урока: урок-зачет.

Формы организации учебной деятельности: групповая, работа со слайдами, с индивидуальными карточками.

Ход урока

I. Организационный момент (проверяется готовность к уроку, объявляется цель урока, объявляются правила игры).

II. Организационно-деятельностный этап.

1) Выступление ученика с сообщением о танграме. (Демонстрация сайта «Танграм».) (Приложение 3)

2) Выполнение самостоятельной работы по карточкам в своих группах (по вариантам).  (Приложение 4)

3) Составление группами слайда по полученным ответам работ. Составление мини – проекта.

4) Защита мини – проекта. (Приложение 5)

III. Подведение итогов. Рефлексия.

Учитель выставляет оценки за работы и проводит рефлексию. Вывешивается плакат для проведения рефлексии:

- усвоил полностью, но затрудняюсь в применении;

- усвоил полностью, могу применить;

- усвоил частично;

- не усвоил.

Ученики на своих мини – проектах изображают квадраты разных цветов.

Учитель подводит итог урока.