Урок-игра "Деление с остатком"

Разделы: Математика


Цели урока:

  • образовательная - закрепить у учащихся знания о делении с остатком;
  • развивающая - продолжить формирование образного мышления учащихся, развивать навыки работы в группе;
  • воспитательная - воспитывать умение объективно оценивать работу других учащихся.

Тип урока: урок-игра.

Место урока: 2 урок по теме "Деление с остатком", 7 из 8 уроков по теме "Умножение и деление натуральных чисел и его свойства".

5 класс.

Оборудование: карта сказочного путешествия, карточки с заданиями, проектор, презентация.

Структура урока.

  1. Организационный момент.
  2. Устная работа.
  3. Игра.
    1. Конкурс Теоретиков.
    2. Сказочное путешествие.
    3. Конкурс капитанов.
    4. Найди ошибку.
  4. Подведение итогов игры.
  5. Постановка домашнего задания и инструктаж по его выполнению.

Ход урока

1. Организационный момент.

Здравствуйте, ребята! Откройте рабочие тетради и запишите сегодняшнее число, классная работа и тему урока "Деление с остатком".

Сегодня нам с вами предстоит закрепить знания о делении с остатком и развивать умения работы в команде, такие как: умение слушать друг друга, не мешать работать друг другу, умение распределять обязанности.

(Учитель делит детей на 3 команды и назначает капитанов).

Сегодня капитанами команд будут :

Правила нашей игры следующие:

  • При ответе на вопрос, когда команда готова, руку поднимает капитан, а отвечает член команды (каждый ученик отвечает только один раз).
  • За правильный ответ команде начисляется 1 балл.
  • Если член команды не может ответить на вопрос - за него отвечает капитан, в этом случае команде начисляется полбалла.
  • За неуважительное к окружающим поведение (например, выкрики с места или громкий разговор) с команды будет сниматься полбалла.
  • В Турнирную таблицу записываем результаты конкурсов и по окончании игры подсчитываем баллы.

Турнирная таблица

  1 2 3
Конкурс Теоретиков      
Сказочное путешествие      
Конкурс капитанов      
Найди ошибку      
Поведение      
Итог      

2. Устная работа.

Выполнить деление с остатком:

  • (остаток 3),
  • (остаток 6),
  • (остаток 100),
  • (остаток 0),
  • (остаток 1).

Выразить в граммах:

  • 1 кг 250 г = 1250 г,
  • 3 кг 80 г = 3080 г,
  • 3 ц = 300000 г.

3. Игра.

Конкурс Теоретиков

  1. Какое действие называют делением?
    (Действие, с помощью которого по произведению и одному из множителей находят другой множитель, называют делением).
  2. Что нужно сделать, чтобы найти неизвестное делимое?
    (Чтобы найти неизвестное делимое, надо частное умножить на делитель).
  3. Как найти неизвестный множитель?
    (Чтобы найти неизвестный множитель, нужно произведение разделить на другой множитель).
  4. Как найти делимое по неполному частному, делителю и остатку?
    (Чтобы найти неизвестный делитель, нужно делимое разделить на частное).
  5. Что показывает частное?
    (Частное показывает во сколько раз делимое больше делителя).

Подвести итог конкурса.

Молодцы! А теперь мы совершим путешествие в Волшебную страну по дороге, вымощенной желтым кирпичом.

Сказочное путешествие

Однажды злая волшебница Гингема наколдовала страшный ураган, чтобы истребить людей, которых не очень любила, и населить землю крысами, змеями и лягушками.

В вихрь этого урагана попал домик Элли. Ураган унес домик Элли в страну необычайной красоты: вокруг домика была зеленая лужайка, по краям ее росли деревья со спелыми плодами, на полянках виднелись клумбы красивых розовых, белых и голубых цветов. В воздухе порхали крошечные птицы, сверкавшие своим ярким оперением. Элли очутилась в стране Жевунов. Как же ей попасть домой? Добрая волшебница Виллина поведала Элли: "Великий волшебник Гудвин вернет домой маленькую девочку, занесенную в его страну ураганом, если она поможет трем существам добиться исполнения их самых заветных желаний:"

Мы с вами, ребята, отправляемся в сказочное путешествие по дороге, вымощенной желтым кирпичом, в Изумрудный город вместе с Элли и ее верным Тотошкой.

На своем пути мы встречаем Страшилу, который просит нас помочь ему решить задачу.

"Для отпугивания ворон в поле и на огороде мне нужно набить соломой три одинаковых чучела, - говорит Страшила. - У хозяина заготовлено 55 кг соломы. Сколько же соломы останется?"

(На каждое чучело потребуется 18 кг соломы. Останется 1 кг соломы).

Очень хорошо. Мы помогли Страшиле решить задачу, а ведь его самое заветное желание - получить мозги!

Мы продолжаем наше путешествие по дороге, вымощенной желтым кирпичом, вместе с Элли, Тотошкой и Страшилой к Великому Гудвину.

Что это за стон в лесу? Это стонет Железный Дровосек. Его суставы заржавели, и он не может двигаться. Мы обязательно должны ему помочь смазать суставы!

У Железного Дровосека в хижине есть масленка, в ней 1 кг 200 г масла. Хватит ли Элли масла, чтобы смазать 5 суставов Железному Дровосеку, используя по 200 г масла на 1 сустав?

(Да).

Мы с вами помогли Железному Дровосеку, теперь ему намного лучше. Его заветное желание - получить сердце!

Мы вместе с Элли, Тотошкой, Страшилой и Железным Дровосеком вновь отправляемся в путь по Волшебной стране. И встречаем Трусливого Льва. Он всего боится и его заветное желание - получить немножко смелости.

Во время нашего путешествия по Волшебной стране, мы вместе с Элли и ее друзьями попадаем на маковое поле. Аромат цветов усыпил Трусливого Льва и требуется помощь, чтобы вывезти его с поля. "Мы вам поможем", - сказала Королева мышей.

Давайте, ребята, попробуем решить задачу:

Вес Льва 100 кг. Одна мышь может увезти на кончике своего хвоста 150 г. Мышей в Волшебной стране целая тысяча. Смогут ли они помочь нам?

(100 кг = 100000 г, 100000: 150 = 666 мышей и 100 г- остаток. Для перевозки Льва потребуется 667 мышей).

Ребята, вы - молодцы! Помогали Элли и ее друзьям в трудном путешествии и делали добрые дела.

Подвести итог конкурса.

Конкурс капитанов

Каждый из капитанов получает карточку с примером и выполняет решение на доске. Команды выполняют решение этого же примера в тетрадях самостоятельно и сверяют с решением капитана. Если капитаном допущена ошибка, команда может ему помочь, но только после разрешения учителя.

  • 12080:63=191 (остаток 47)
  • 7978:89=89 (остаток 57)
  • 65306:121=539 (остаток 87)

Подвести итог конкурса.

(3 балла - за верное решение, 2 балла - решение с ошибкой)

Найди ошибку

Для того чтобы попасть в Изумрудный город нашим героям - Элли, Тотошке, Страшиле, Железному Дровосеку и Трусливому Льву нужно было выполнить примеры на деление с остатком, и, кажется, ими допущены ошибки. Давайте, ребята, проверим, правильно ли они решили примеры и поможем исправить ошибки.

Презентация

Подвести итог конкурса.

Подведение итогов игры.

Мы с вами, ребята, сегодня делали только добрые дела, закрепили наши знания, умения и навыки при делении с остатком, работали в командах. Вы очень хорошо справлялись со всеми заданиями. Молодцы!

4. Подведем итоги игры.

Все команды получают фишки, число которых равно числу набранных баллов. Вы оставляете их у себя. При наборе 25 фишек вы получаете "5" в журнал.

5. Постановка домашнего задания и инструктаж по его выполнению.

Откройте, пожалуйста, ваши дневники и запишите домашнее задание:

  • №550(г),
  • №551(б),
  • творческое задание: составить задачу - сказку на деление с остатком и решить ее (на альбомном листе). Постарайтесь, пожалуйста, все выполнить это задание.

Спасибо за урок, дети.