Методическая разработка урока по математике. Тема: "Площадь и периметр прямоугольника" (5-й класс)

Разделы: Математика

Класс: 5


Цели урока:

Образовательные: закрепить знания по формулам вычисления площади и периметра прямоугольника; совершенствование вычислительных навыков.

Развивающие: уметь анализировать, систематизировать пройденный материал; объяснять свои действия при вычислении площадей и периметра; развивать познавательный интерес, логическое мышление, внимание, навыки самоконтроля.

Воспитательные: воспитывать трудолюбие, аккуратность при выполнении вычислений, прививать интерес к математике.

Задачи урока: проверить знания учащихся по освоению основных приемов вычисления значений площади и периметра прямоугольника; продолжить работу с понятием площади и обобщения результаты наблюдения; научить творчески применять свои знания; продолжать работу по обучению оценивания своих знаний.

Место урока в системе уроков по теме: урок по отработке навыков вычисления площадей прямоугольника и других фигур.

Тип урока: закрепление и систематизация знаний по теме.

Формы урока: коллективная, индивидуальная.

Оборудование:

Учебник Виленкин Н. Я. “Математика 5”, мультимедийный компьютер, проектор, презентация, карточки с фигурами, карточки с заданиями.

Структура урока:

  1. Организационный момент (4 мин.)
  2. Устная работа, с помощью которой ведется повторение ранее изученного материала (5 мин.)
  3. Фронтальный опрос учащихся с проверочной работой (12 мин.)
  4. Исследовательская работа (13 мин.)
  5. Дополнительное задание. (3 мин.)
  6. Подведение итогов урока. (3 мин.)

Ход урока

1. Организационный момент.

Приветствие учителем учащихся

Здравствуйте! Присядьте, пожалуйста! Как вы себя чувствуете? Если хорошо, то поднимите 2 ладошки, если не очень – то 1 ладошку, если у кого-то совсем плохой настрой – то загородите лицо.

Объявление темы, целей и задач урока.

Математика – предмет такой:
Сложно он дается очень многим детям,
А учитель вроде и не злой,
Только требует, чтоб знали все на свете.

В кабинете воздух свеж всегда,
Но не для того, чтоб дети замерзали…
Просто атмосфера такова,
Чтобы мысли побыстрее созревали.

Сегодня мы должны стать исследователями. Для того, чтобы построить какое-нибудь здание, завод, сделать красивый ремонт, есть группа людей которые исследуют различные способы экономного расхода материалов. Для этого они просчитывают площади, периметры объектов.

2. Устная работа.

Сделаем перед нашим исследованием небольшую разминку.

Распутайте клубок:

Ответы:

28 + 53 = 81
28 · 4 = 112
18 · 7 = 126
112 – 59 = 53
28 + 126 = 154

3. Фронтальный опрос учащихся.

  1. Что называется прямоугольником?
  2. Какие измерения имеет прямоугольник? Как они обозначаются?
  3. Что называют периметром прямоугольника? Запишите формулы на доске: Р = (а + b) • 2.
  4. Как найти площадь прямоугольника? S = a • b.

Теперь посмотрим, как вы научились применять эту формулу при вычислении тех или иных входящих в нее величин. Учащимся раздаются карточки с заданием, в которых есть пропуски. Первый столбик этой таблицы заполним вместе, а остальные заполняются самостоятельно. После того, как будут выполнены эти задания, осуществляется проверка вместе. Ответы комментируют сами учащиеся.

Длина 12 см 3 дм 15 см ?
Ширина 5 см 6 см ? 8 см
Периметр ? ? ? 36 см
Площадь ? ? 60 см2 ?

 

Длина 12 см 3 дм 15 см 10 см
Ширина 5 см 6 см 4 см 8 см
Периметр 34 см 72 см 38 см 36 см
Площадь 60 см2 180 см2 60 см2 80 см2

После проведения проверки, учащиеся рисуют смайлик, который показывает, как они справились с работой.

Молодцы!

Теперь давайте по рисункам найдем площади фигур, объясните, как же вы считали эти площади.

Для рисунка “елочка” должно получиться 25 квадратиков, для рисунка “ракета” должно получиться 36 квадратиков. Рассмотри рисунок 62 и рисунок 63 в учебниках. Какую меру площади принято в этих рисунках; найдите площади этих фигур?

5. Что же называется площадью?то число, которое показывает, сколько мер площади – квадратов со стороной равной единице длины, можно уложить внутри этой фигуры)
6. Какие фигуры называются равными?

Предлагается сравнить ответы учащихся с фигурами разных размеров, после чего дается ответ, что фигуры равны, если их можно совместить наложением.

Ну, вот мы и подошли к нашей непосредственной исследовательской работе. Мы собрали необходимые нам сведения, чтобы мы могли сделать правильные выводы.

4. Исследовательская работа.

Ребятам раздается отдельный листок, на котором нарисован основной рисунок, записаны вопросы для анализа, затем делаются выводы <Приложение1>

Предлагается рисунок, выполнить задания и ответить на вопросы.

На этих карточках таблица, которую заполняют учащиеся.

  Площадь, S Периметр, P
1    
2    
3    
4    
5    
6    
7    

Запишите номера фигур, согласно заданию:

Равные фигуры      
Фигуры, имеющие равные площади      
Фигуры, имеющие равные периметры      

1) Найдите:

а) равные прямоугольники; (1, 7; 2, 6; 4, 5)
б) прямоугольники, имеющие одинаковую площадь; (1, 3, 7; 2, 4, 5, 6)
в) прямоугольники, имеющие одинаковый периметр. (1, 4, 5, 7; 2, 6)

2) Подумайте, можно ли утверждать, что:

а) если прямоугольники имеют одинаковую площадь, то они равны; (нет)
б) если прямоугольники имеют одинаковый периметр, то они равны; (нет)
в) если прямоугольники имеют одинаковую площадь, то их периметры равны; (да)
г) если один из прямоугольников имеет большую площадь, то он имеет и больший периметр; (нет)
д) если площадь одного прямоугольника меньше площади другого, то первый прямоугольник можно полностью расположить внутри второго. (нет)

3) Подумайте, какие из следующих утверждений (высказываний) истинны, а какие – ложны:

а) равные фигуры имеют одинаковую площадь; (да)
б) фигуры, имеющие одинаковую площадь, равны; (нет)
в) если фигуры не равны, то их площади тоже не равны; (нет)
г) фигуры, имеющие разные площади, не могут быть равны. (нет)

Можно дать немного времени, чтобы учащиеся сначала сами обдумали ответы, а потом, получившееся обсудить совместно с классом.

Эти карточки сдаются учителю на проверку. По окончании работы, учащиеся рисуют смайлик, выражающие их отношение к выполненной работе.

Отвечая тем самым на эти вопросы, вы сами подвели итог своей исследовательской работы.

5. Дополнительное задание.

Для того, чтобы покрасить кубик, изображенный на левом рисунке, понадобится 9 кг краски. Сколько краски потребуется, чтобы покрасить фигуру, изображенную на правом рисунке?

Ответ: 9 кг краски.

6. Подведение итогов урока.

Что мы делали на уроке, чему научились.

Домашнее задание.

Всем спасибо! Урок окончен! Спасибо!

Презентация.