Блок из 5 уроков по геометрии (8-й класс) по теме "Площади четырехугольников"

Разделы: Математика

Класс: 8


Вычисление площадей четырёхугольников является составной частью решения задач по теме «Многоугольники» в курсе стереометрии,  поэтому основное внимание уделяется формированию практических навыков вычисления площадей четырехугольников в входе решения задач. Также данный блок уроков важен при  подготовке учащихся к сдаче ЕГЭ.

Основная цель: сформировать у учащихся понятие площади, развить умение вычислять площади фигур, применяя изученные свойства и формулы, расширить и углубить представления об измерении площадей, вывести формулы площадей прямоугольника, параллелограмма, трапеции, треугольника.

Содержание

  • Урок 1-й: «Площадь прямоугольника»
  • Урок 2-й: «Площадь параллелограмма»
  • Урок 3-й: «Площадь треугольника»
  • Урок 4-й: «Площадь трапеции»
  • Урок 5-й: «Проверка усвоенного материала»

«Площадь прямоугольника»

Урок-объяснение нового материала,  выполнен в виде презентации «Power point».
В ходе урока учащиеся выводят площадь прямоугольника и решают задачи по предложенной теме.

«Площадь параллелограмма»

Урок-объяснение нового материала,  выполнен в виде презентации «Power point».
В ходе урока учащиеся выводят площадь параллелограмма  решают задачи и выполняют тест по  изученной теме.

«Площадь треугольника»

Комбинированный урок ,  выполнен в виде презентации «Power point».
В ходе урока учащиеся выполняют самостоятельную работу с самопроверкой по теме площадь параллелограмма с целью контроля усвоения изученного материала,  выводят площадь треугольника и решают задачи по  предложенной теме, проверяют полученные знания с помощью теста.

«Площадь трапеции»

Урок-объяснение нового материала ,  выполнен в виде презентации «Power point».

Цели урока:

  • Вывести формулу площади трапеции показать её применение в процессе решения задач.
  • Совершенствовать навыки в решении задач

В ходе урока учащиеся выводят площадь трапеции и решают задачи по  изучаемой теме на закрепление материала.

В связи с ограниченным объёмом направляемого материала в презентации представлен только урок «Площадь трапеции» (Приложение 1).

ХОД УРОКА

1. Предложить ребятам вычислить площадь трапеции через площади известных фигур. Решить задачу устно:

Дано: ABCD  – трапеция
AD = 12 см;  BC = 8см               
AB = 6 см     A = 30°
Найти: S трапеции ABCD
Решение:
SABCD = BK (AD + BC) 2
SABCD = 3 (12 + 8) 2 = 60 2 = 30(см2)

После обсуждения  устной задачи ученики могут сами сформулировать теорему о площади трапеции.

2.  Теорема

Площадь трапеции равна произведению полусуммы её оснований на высоту.

(Дазательство проводят ученики с комментариями учителя.)

Решение:

Трапеция ABCD состоит из 2 треугольников: ABD и BCD
Чтобы найти её площадь надо найти площади этих треугольников.
Проведём высоту BK в ABD и DH в BCD;
SABD =AD BK 2
SABCD = SABD + SBCD
SBCD =BC DH 2
SABCD = AD BK 2 + BC DH 2 = BK (AD + BC) 2
SABCD = BK (AD + BC) 2
BK – высота, AD, BC – основания .

Вводим понятие высоты.

Высота трапеции – перпендикуляр, проведённый из любой  точки одного из оснований  к прямой, содержащей другое  основание BH – высота CH1, DH2, MN – высоты трапеции.

3. Закрепление

№ 480 (а)

Дано:

ABCD – трапеция
AB = 21 см;
CD = 17 см;
BH = 7см – высота.

Найти: S трапеции ABDC.

Решение:

SABCD = BH (AB + CD) 2
SABCD = 7 (21 + 17) 2 = 38 7 2 = 19 7 = 133(см2)

Ответ:133 см2

№ 482

Дано:

ABCD – трапеция;
AB = CD,   B = 135° KD = 3,4 см; AK = 1,4 см  BK – высота.

Найти: S трапеции ABCD.

Решение:

1) В ABK  K = 90о   ABK = 135о KBC = 45о A = 90о ABK = 45о
2) Проведём высоту СE, тогда KBCE – прямоугольник и  BC = KE, а DCE – прямоугольный,  D = 45о
3) ABK = DCE по гипотенузе и острому углу (AB = CD, A = D)
DE = AK = 1,4 см, значит KE = 2 см, BC = 2 см
4) AD = AK + KD = 1,4 + 3,4 = 4,8 см
SABCD = BK (BC + AD) 2
SABCD = 1,4 (2 + 4,8) 2 = 4,76(см2)

Ответ: 4,76см2

4. Подведение итогов

5. Домашнее задание

Проверка усвоенного материала проводится в форме тестирования, для чего подготовлены тесты по темам площади в двух вариантах в программе «Excel» (Приложение 2) и в программе «Word» (Приложение 3)