Урок математики в 6-м классе "Решение уравнений и задач на составление уравнений"

Разделы: Математика


Цель урока:

  1. Отработка навыков решения линейных уравнений, с применением правила переноса слагаемых из одной части уравнения в другую, раскрытие скобок. Научить решать задачи на составление уравнений.
  2. Воспитание чувства патриотизма, любви к родному городу, гордости за свою малую Родину. Знакомство с профессиями родителей.

Оборудование:

  1. Карточки с уравнениями для индивидуальной работы.
  2. Слова и числа.
  3. Памятка для решения уравнений.
  4. Карточки « Экскурсия в школьный музей».
  5. Дифференцированные карточки – угадалки для устной работы.
  6. Карточки с задачами для парной работы.

Ход урока

1. Организационный момент.

На каждой парте находиться Памятка для решения уравнений (Приложение №1)

2. Игра « Поле чудес».

Каждый ученик получает индивидуальное задание: решить уравнение. Решив его, найдя ответ, ученик должен открыть букву.

З а в о д   и м е н и   К а р л а   М а р к с а
2 4 6 8 10 12 14 16 18 20 1 3 5 7 9 11 13 15 17 19 21

Уравнения для индивидуальных заданий (карточки):

  1. 5 + 4х = 6 + 3х (К-1)
  2. 5х – 3 = 3х + 1 (а- 2)
  3. -8 + 2х = х - 5 (р-3)
  4. 9 – 3х =1 + х (з-4)
  5. 6х – 7 = 8 + 3х (м-5)
  6. 4х – 2 = 10 + 2х (с-6)
  7. 3 – 4х = 17 – 6х (а-7)
  8. 9х – 1 = 8 х + 7 (а-8)
  9. 4х – 6 = 2х + 12 (а-9)
  10. 3х + 3 = 2х + 13 (л-10)
  11. 9 – 3х = 20 – 4х (а-11)
  12. 7х – 1 = 5х +23 (р-12)
  13. 2 – 3х = 28 – 5х (е-13)
  14. 6х + 3 = 5х + 17 (м-14)
  15. 8х – 10 = 6х + 20 (и-15)
  16. 17х -1 = 15 +16х (д-16)
  17. 19 + 3х = 5х – 15 (в-17)
  18. 6 +2х = 4х – 30 (о-18)
  19. 5х+ 3 = 4х +22 (н-19)
  20. 2 + 2х = х +24 (к-22)
  21. 5 + 7х =26 + 6х (и-21)

3. Устная работа.

Сегодня, в преддверии юбилея города мы проведем урок, посвященный одному из старейших предприятий города, нашим шефам -Машиностроительному заводу. Для этого мы разделимся на группы- цеха. На заводе работает 6 цехов, потому разделимся на шесть групп, каждой группой будет руководить консультант – начальник цеха.

  1. Сталелитейный цех.
  2. Механический цех.
  3. Сборочный цех.
  4. Модельный цех.
  5. Электромеханический цех.
  6. Транспортный цех.

Проведем планерку. Каждый ученик получит задание- «Угадалку-считалку» (карточки: А- синего цвета, В- желтого цвета, С- зеленого цвета)

А. Угадайте профессию основателя завода, решив уравнения:

  1. 5х = - 10
  2. – 6х= -12
  3. -7х = 21
  4. – 8х = 40
  5. – 6х = -36

К= -2; п = - 3;ц = 6; е = - 5; у = 2

В. Угадайте профессию основателя завода, решив уравнения:

  1. 5х = - 1,5
  2. – 6х= -3,6
  3. 7х = - 0,21
  4. – 4х = 0,16
  5. 14х = - 2,8

К= -0,3; п = -0,03; ц = - 0,2; е = - 0,04; у = 0,6

С. Угадайте фамилию основателя завода, решив уравнения:

  1. – 0,3х = 3
  2. – 0,2х= - 24
  3. -0,5х = - 0,15
  4. 0,9х = - 2,7
  5. - 0,7х = - 7
  6. 5х = -1
  7. -0,3х = -30
  8. 9х = - 0,09

Щ= -10; л = 0,3; к = -3; н = - 0,5; в = -0,01; о =100; у =10;е = 120

4. Опрос.

У доски работают консультанты, начальники цехов.

Решив уравнения, найди ответ и составь дату, связанную с историей завода.

  1. 5х -9 =. 4х -8 (1)
  2. – 4 - 3х = 2х-49 (9)
  3. 5х -3 (х+2) =5х – 6 (0)
  4. 15х - 9 = 7 + 11х (4)
  5. 7+3х =26 +2х (19)
  6. 6х- 19 = 5х +1 (20)

Таблички:

  • 1904- Купец Щелкунов открыл механические мастерские.
  • 1920- на Механическом заводе побывал Всероссийский староста М. И. Калинин.

5. Решение задач. Парная работа.

(карточки)

В сталелитейном цехе в 3 раза больше рабочих, чем в модельном цехе. Когда со сталелитейного цеха уволилось 5 человек, а в модельный цех приняли 35 человек, то в цехах стало поровну рабочих. Сколько рабочих было в каждом цехе?

Решение: 3х -5 = х + 35

2х=40

Х=20 рабочих работало в модельном цехе.

20*3=60 рабочих было в сталелитейном цехе.

Ответ: 20, 60.

6. Решение задач. Групповая работа.

Смотри (Приложение №2)

7. Решение задач. Коллективная работа

(карточки)

Первый рабочий выпустил в 3 раза больше деталей, чем второй, а третий на 15 больше, чем второй. Вместе они выпустили 100 деталей. Сколько деталей выпустил каждый рабочий?

3х+х+х+15=100

5х=85

Х=85:5

Х=17 --2 рабочий

51---1 рабочий

32---3 рабочий

8. Самостоятельная работа.

Историческая справка. Экскурсия в школьный музей.

Решив уравнения вы узнаете, какое количество было выпущено паровых лебедок, электромоторов, насосов, паровых котлов рабочими завода с 1920-1925 г..(карточки)

  1. 4х-54= 6х- 78
  2. 7х- 11= 3х + 33
  3. 6х - 60 =2 + 4х
  4. 5х + 43 = 4х+ 80
  • 1-й вариант № 1,3.
  • 2-й вариант № 2,4.

9. Домашнее задание № 1303

10. Итог урока

Отметки, которые за работу получают учащиеся, надо узнать, решив уравнение. (Приложение №3)

Литература:

  1. Н.Я.Виленкин, А.С. Чесноков Математика, учебник для 6 класса М.:Прсвещение,1985.
  2. А.С. Чесноков,К.И. Дидактические материалы по математике для 6 класса М.:Прсвещение,1991.
  3. Е.В. Юрченко, Ел. В. Юрченко Тесты Математика 5-6 классы М.; Дрофа 2000.
  4. Математика. Многоуровневые самостоятельные работы в форме тестов 5-7 классы. Ганенкова И.С., Волгоград: Учитель,2006.
  5. Математические диктанты для 5-9 классов: Кн. для учителя, Арутюнян Е.Б., Зубелевич Г.И. М. «Просвещение»,1991.
  6. Математика.Тесты.5-6 классы Юрченко Е. В.. М.: Дрофа, 2000.