Урок, посвященный М.В. Ломоносову. Решение старинных задач из "Арифметики" Л.Ф. Магницкого

Разделы: Математика


Цель:

  1. Закрепить навык решения текстовых задач;
  2. Развитие инициативы и математической смекалки учащихся;
  3. Воспитание интереса к математике, побуждение детей к самостоятельному творчеству.

Оборудование:

  1. Портрет М.В. Ломоносова;
  2. Высказывания Ломоносова;
  3. Таблица «Старинные меры длины и массы»;
  4. Мультимедиапроектор;
  5. Раздаточный дидактический материал.

Ход урока:

Вступительное слово учителя.

Ноябрь – месяц традиционных Ломоносовских чтений в Архангельске, Холмогорах, в селе Ломоносово.

- Почему? (19 ноября 1711 года родился великий русский ученый, наш земляк М.В. Ломоносов).
- Ребята, что вы знаете о М.В. Ломоносове?
- А чьи эти строки? «Ломоносов был великий человек… Он один является самобытным сподвижником просвещения, он создал первый университет. Он, лучше сказать, сам был первым нашим университетом» (А.С. Пушкин)
- Какие книги М.В. Ломоносов назвал «вратами своей учености»? («Грамматика» Смотрицкого и «Арифметика» Магницкого)

Сообщения учащихся о Л.Ф. Магницком

Решение старинных задач из «Арифметики» Магницкого.

    1. Купил некто трех сукон 106 аршин (1 аршин примерно 71,12 см), единого взял 12-ю аршин больше перед другим, а другого 9-ю больше перед третьим, и ведательно есть, колико коего взято было?
    2. Некий человек на вопрос, сколько он имеет денег, ответил: «Аще придатся к моим деньгам только же, елико имам, и полстолика, и 3/4 и 2/3, и убавится из всего 50 рублев, и тогда будет у меня 100 рублев, и ведательно есть, колико той человек и мяше денег?
    3. Один путник идет от града в дом, а ходу его будет 17 дней, а другой от дому в оград тот же путь творяше, может пройти в 20 дней, оба же сии человека пойдоша во един и тот же час от мест своих, и ведательно есть, в колико дней сойдутся

Самостоятельная работа

    1. Некий человек нанял работника на год, обещал ему дати 12р. и кафтан, но тот, проработав 7 месяцев, восхотел уйти и просил достойные платы с кафтаном. Он же даде ему по достоинству расчет 5р. и кафтан, и ведательно есть, какой цены оный кафтан был?
    2. Один человек выпьет кадь пития в 14 дней, а со женою выпьет ту же кадь в 10 дней, и ведательно есть, в колико дней жена его особо выпьет ту же кадь?

Заключение. Итог урока.

М.В. Ломоносов придавал большое значение математике в деле познания природы. Об этом он говорил много раз по самым разнообразным поводам. В своих сочинения по механике, химии, минералогии и др писал: «Математику уже затем учить надо, что она ум в порядок приводит», «Химия – правая рука физики, математика ее глаз», «Все что без этого было темно, сомнительно и неверно, математика сделала ясным, верным и очевидным».

Наказ молодым: «Везде исследуйте всечасно, что есть велико и прекрасно, чего еще не видел свет».

Объявление оценок.

Презентация к уроку в Приложении 1.