Итоговый урок по теме: "Умножение и деление десятичных дробей"

Разделы: Математика


Формы проведения занятия: зачетный урок-игра.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, тетрадь, копирка, листочки, оценочная карточка, костюм кота.

Цели:

  • оценить уровень усвоения умножения и деления десятичных дробей;
  • оценить результаты своей работы по теме: "Умножение и деление десятичных дробей ";
  • развитие внимания, познавательной активности учащихся;
  • воспитание у учащихся навыков учебного труда, формирование ответственности за конечный результат, воспитание интереса к предмету.

ХОД УРОКА

Учиться надо весело, чтоб хорошо учиться…

I . Организационный момент

Слайд 1 с эпиграфом перед началом урока:

- Ребята, сегодня у нас с вами необычный урок. Эпиграфом к нашему сегодняшнему уроку я взяла слова из детской песенки.

Объявить тему урока и поставить цель (Слайд 2, 3):

Рассказать о карточках лежащих на столе:

- Ребята, сегодня вы сами будете оценивать свои знания. В течении всего урока вы заполняете карточку, а в конце поставите сами себе оценку. Подпишите её, а так же подпишите листочки лежащие на столе. Запишите в тетрадях число и "классная работа".

Ф.И. класс_____________

Задание

Кол-во верных ответов

Устная работа (вопросы)
Задание № 1 (под копирку)
Найти значение выражения 1
Найти значение выражения 2
Задача
Задание № 2. (Расшифровать слово)
Итог:
 

II. Устная работа

- Ребята, как я уже говорила, сегодня у нас необычный урок математики. Вы любите сказки?

(Ответы детей.)

- А математику?

(Ответы детей.)

Математика и сказки...
Ну и чудеса!
Только вы не удивляйтесь,
Но она везде нужна - Математика.
Даже сказочным героям
Всем приходится считать,
А мы сегодня будем
Со сказочным сюжетом
Задачи все решать.

(Слайд 4, с видео и музыкой)

- А сейчас под волшебную музыку мы окажемся на сказочном Лукоморье (т.е. на берегу морского залива).

Чтение под музыку вступления из поэмы А.С.Пушкина "Руслан и Людмила".

-У лукоморья дуб зеленый;
Златая цепь на дубе том:
И днем и ночью кот ученый.
Все ходит по цепи кругом;
Идет направо - песнь заводит,
Налево - сказку говорит.
- Ребята, а кто автор этих строк?

(Ответы детей.)

- А из какого произведения вам прочитали отрывок?

(Ответы детей.)

- И сегодня у нас в гостях. … Как вы думаете кто? (Предполагаемый ответ: Кот ученый.)

Появляется кот.

- Раз кот ученый, то выскажите свои предположения: какие задачи он приготовил для вас?

(Ответы детей.)

- Вы абсолютно правы, эти сказочные задачи для гимнастики вашего ума, чтобы вы думали, смекали, рассуждали.

1. Устные вопросы (за каждый правильный ответ - 1 балл)

- Ребята, давайте вспомним правила, прежде чем ученый Кот начнет давать нам задания... (Слайды 5, 6 по очереди)

1. Сформулируйте правило умножения десятичной дроби на натуральное число.
2. Как умножить десятичную дробь на 10, 100, 1000?
3. Как делят десятичную дробь на натуральное число?
4. Как разделить десятичную дробь на 10, 100, 1000?
5. Как обратить обыкновенную дробь в десятичную?
6. Сформулируйте правило умножения десятичных дробей. (Если в произведении цифр меньше, чем надо отделить запятой?)
7. Делением на какое число можно заменить умножение на 0,1?
8. Сформулируйте правило деления десятичной дроби на десятичную дробь.
9. Умножением на какое число можно заменить деление на 0,01?

2. Найти значения выражений

- Дорогой Кот, а что лежит в твоем портфеле?

Кот достаёт из портфеля 5-6 заданий для устного счета. Кот показывает лист с примером, ребенок встает и говорит ответ. За правильный ответ ставит себе 1 балл.

25,5 : 5      9 х 0,2       0,9 : 100
1,5 : 0,3     24 : 0,3      2,4 х 0,3
4,7 : 10      16 х 0,01   3/5 = 3 : 5

III . Тест

- Ребята, давайте покажем нашему уважаемому Коту, что мы умеем не только решать примеры, но и находить ошибки!

Задание №1

- Под копирку выписать букву правильно решенного примера, листочки подписали и сдали. Проверяем.

(Слайд 7 с заданием, потом слайд 8 с проверкой)

img7.jpg (19678 bytes) img8.jpg (11333 bytes)

а) 1,4 : 0,07 = 2         е) 0,1 - 0,02 = 0,08
б) 3,1 х 100 = 310     ж) 0,2 + 0,3 = 0,5
в) 0,05 х 0,2 = 1        з) 1,5 х 0,2 = 0,3
г) 7,2 + 5 = 7,7          и) 0,5 + 0,9 = 0,14
д) 0,1 + 0,03 = 0,13   к) 0,12 : 0,2 = 0,6

- Уважаемый Кот помогите мне, пожалуйста собрать работы…

- А теперь, ученый, усложняем задачи…

IV. Упражнения

Найти значение выражения: (слайд 9 с видео и слайд 10 с проверкой)

Первые 3 человека правильно решившие пример получают по 4 балла, щелкнуть мышью на картинке с гепардом (просмотр видеофрагмента о гепарде), остальные, за каждое верно выполненное действие получают 1 балл.

- Ребята, ученый Кот предлагает нам узнать кто из его ближайших родственников самый быстрый.

- А сейчас нам предстоит узнать, кто из мелких грызунов является еще и хищником.

(Слайд 11, первые 3 человека правильно решившие пример получают по 5 баллов щелкнуть мышью на картинке с белкой (смотрим видеофрагмент о белке. Слайд 12 с проверкой, за каждое верно выполненное действие 1 балл.)

V. Физкультминутка

- А сейчас наш гость предлагает нам немного размяться, чтобы мы были такими же ловкими и гибкими, как он. А для этого надо встать…

Зарядка выполняется медленно, дается возможность сделать упражнение несколько раз.

Черный котик потянулся,
Раз нагнулся, два нагнулся,
Руки в стороны развёл,
И как будто бы пошел,
Головой он повертел
И за парту тихо сел.

VI. Задача

(Слайд 13 с видео и слайд 14 с проверкой. Решение под копирку, с последующей проверкой.)

- На нашем с вами уроке сегодня присутствуют гости. Скажите, пожалуйста, а кто из сказочных героев любил ходить в гости по утрам?
(Предполагаемый ответ: Винни-Пух и Пятачок из сказки А.Милна.)

- Давайте посмотрим на забавного медвежонка и его друга.

Просмотр видеофрагмента мультфильма, после окончания - задача.

Задача: Пятачок съел 9 баночек мёда по 0,3 кг в каждой, а Вини-Пух 10 горшочков мёда по 0,837 кг в каждом. Сколько мёда они съели вместе? Во сколько раз больше меда съел Вини-Пух, чем Пятачок?

- Ребята, мы с вами знаем, что коты отличаются особой хитростью, поэтому наш гость Кот приготовил для вас еще одно очень интересное задание.

VII. Расшифровать слово

(Слайд15)

Задание № 2 (первые три человека получают по "5" баллов)

18, 10, 14, 4, 7, 1. Что здесь зашифровано, если точке О соответствует корень уравнения. (т.е. решив уравнение вы найдете координату точки О, далее координаты остальных точек).

0,2( х + 6 ) = 3,2

VIII. Посчитайте полученные баллы (Слайд 16)

  • Если вы набрали 21 и более, то оценка "5"
  • Если вы набрали от 17 до 20 , то оценка "4"
  • Если вы набрали от 13 до 16 , то оценка "3"
  • Если вы набрали менее 13 , то оценка "2"

- Ребята, вам понравился урок?

(Ответы детей.)

- Какие задачи, на ваш взгляд, были самые интересные у ученого кота?

(Ответы детей.)

- Какие задания показались самыми сложными?

(Ответы детей.)

- Я думаю, что ученый кот сегодня вами очень доволен. Он восхищен вашим умом, сообразительностью и очень рад, что подрастают такие умные и смекалистые дети. На память вам ученый кот подготовил подарки: памятную медаль с изображением самого себя, чтобы вы стали такими же мудрыми и учеными, как он (вручаются детям, набравшим самое большое количество баллов).

IХ. Домашнее задание (Слайд 17 появляется и звучит красивая музыка)

- Придумать и красиво оформить задачу со сказочным сюжетом или интересное задание.

Литература:

1. Учебник Н.Я.Виленкин 5 кл.

2. Дидактические материалы 5 кл.

3. Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия (в электронном виде).