Итоговый урок по решению задач на движение. 4-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 4


Цели урока:

1. Закреплять умения по решению задач на движение; Развивать интерес учащихся к математике; мыслительную деятельность при решении задач; умение логически мыслить; развивать инициативу; эрудицию и владение методами математики; закреплять навыки устного счета.

2. Работать над нестандартным мышлением; развивать умение обобщать и делать выводы.

3. Воспитывать любовь к математике; культуру математического мышления; любовь к родной природе, к окружающему миру.

Оборудование:

1. оформление доски;

2. ракета из геометрических фигур;

3. опорные схемы;

4. рисунок планеты;

5. плакат с кроссвордом;

6. формулы.

Ход урока

Организационный момент.

Ребята, сегодня у нас необычный урок – космический. Мы совершим путешествие на одну из планет, которую мы условно назовем “Математика”.

Предоставим право собрать ракету из геометрических фигур победителю школьной олимпиады по математике Морозову Олегу.

(Фигуру АВСD расположить так, чтобы сторона АD была основанием.

Фигуру КОМ расположить так, чтоб основание высоты равностороннего треугольника совпала с серединой стороны ВС.

Найдите прямоугольник и соедините его с квадратом равными сторонами.

прямоугольных треугольника присоедините к прямоугольнику так, чтобы прямые углы треугольника совпали с углами прямоугольника.

- Пока Олег возводит ракету, я хочу убедиться, что все в нашем классе готовы к испытаниям. (3 чел. решают уравнения на доске).

14х +27х = 656;

168 - (98+Z)=65;

12 - ( y-5 )= 3.

А с остальными ребятами проведем устный счет.

- Ну- ка в сторону карандаши,
Ни костяшек. Ни ручек. Ни мела.
Устный счет! Считаем быстро и смело.

1. Шла старушка в Москву, и навстречу ей три старика. Сколько человек шло в Москву?

2. Два одинаковых спутника Земли делают один оборот. Первый за 1ч.40 минут, а второй за 100 минут. Как вы думаете, а какой из спутников вращается быстрее? Почему?

3. Заяц за 20 сек. пробежал 60 м. Сколько метров он успеет пробежать за 1 минуту?

4. Из Москвы в Петербург вышел поезд со скоростью 60 км/ч, а из Петербурга в Москву вышел второй поезд со скоростью 70 км/ч. Какой из поездов будет дальше от Москвы в момент встречи?

- Да, готовы, ребята, к полету, и ракета построена.

Ну а на ракете
Только в космос лететь
И во все глаза смотреть.
Столько неизвестного!
Сколько интересного!

- Вот только надо послать радиограмму, чтобы нас приняли. Посылаем радиограмму на планету “Математика”.

- А радиограмма у нас такая: надо отгадать кроссворд (если отгадаем верно, получим название нашей условно названной планеты).

1. Число (миллион)

2. То, что надо знать наизусть (правило)

3. Геометрическая фигура (треугольник)

4. Арифметическое действие (деление)

5. Единица измерения (метр)

6. Равенство, содержащее неизвестное (уравнение)

7. Геометрическая фигура, обозначаемая одной буквой (точка)

8. Математический инструмент (циркуль)

9. Геометрическая фигура (квадрат)

10. Деления на измерительных приборах (шкала)

- Дали радиограмму, можно лететь. Пристегнули ремни. Полетели.

- Во время полета на нашем пути встречаются препятствия. Чтобы их преодолеть, надо ответить на некоторые вопросы

Блиц-турнир

1. Заяц пробежал за 3 часа а километров. С какой скоростью он пробежал это расстояние?

2. Ласточка летела 2 часа со скоростью b километров в час и 4 часа со скоростью с километров в час. Какое расстояние пролетела ласточка?

3. Кот Матроскин пробежал d километров за 4 часа, а пес Шарик пробежал то же расстояние за 3 часа. У кого из них скорость больше и на сколько?

- Преодолели препятствие. А вот уже и видна наша планета.

(На встречу идет Царица-Математика)

Математику, друзья,
Не любить нельзя никак
Очень строгая наука,
Очень точная наука,
Интересная наука –
Это математика!

- Вы прибыли на планету “Математика”. Знаете, ребята, вы какие-нибудь высказывания обо мне?

М В..Ломоносов: “Математику уже затем учить следует, что она ум в порядок приводит”.

М.В. Ломоносов: “Химия – правая рука физики, а математика ее глаза”.

В. П. Чкалов. “Полет - это математика”

- Хорошо. Для Вас я приготовила сюрприз с вопросами.

1. Какие типы задач на движение вы знаете?

2. Что такое скорость?

3. Как найти скорость движения?

3.Чтобы найти расстояние, нужно (V*T)

4.Чтобы найти время, нужно (S : V)

5. Что такое V сбл.? V уд.?

6. При движении с отставанием машины удаляются друг от друга. Скорость удаления при движении с отставанием равна -? (разности скоростей)

1. Решите мои задачи:

Из двух городов, расстояние между которыми 240 километров, одновременно навстречу друг другу выехали грузовик и велосипедист. Через сколько часов они встретятся, если скорость грузовика 60 км/ч, а скорость велосипедиста в 3 раза меньше?

(решить с обратной)

Чтобы найти время, через которое велосипедист и грузовик встретятся, надо расстояние между городами разделить на скорость сближения объектов. Скорость сближения равна сумме скоростей грузовика и велосипедиста. Скорость велосипедиста в три раза меньше скорости грузовика. Найду скорость велосипедиста.

Решение:

1) 60 : 3 = 20 ( км/ч)– скорость велосипедиста;

2) 60 + 20 = 80(км/ч) – скорость сближения;

3) 240 : 80 =3 (ч)

Ответ: через 3 часа встретились грузовик и велосипедист.

1. обратная задача

Из двух городов одновременно навстречу друг другу выехали грузовик и велосипедист. Скорость грузовика-60 км/ч, а скорость велосипедиста –в 3 раза меньше. Найдите расстояние между городами, если грузовик и велосипедист встретились через 3 часа.

1 способ: 2 способ:
1) 60 : 3 =20(км/ч) – скорость вел. 1) 60 : 3 = 20 км/ч - скорость вел.
2) 60 + 20 = 80 км/ч – скорость сбл. 2) 60* 3 = 180(км) - проехал груз. за 3ч.
3) 8* 3 = 240(км) 3) 20 * 3=60(км) - проехал вел. за 3ч.
4) 180 +60 =240 (км)

Ответ : 240 километров между городами.

2 обратная задача

Из двух городов, расстояние между которыми 240 километров, одновременно навстречу друг другу выехали грузовик и велосипедист. Через 3 часа они встретились. Найдите скорость велосипедиста, если известно, что скорость грузовика 60 км/ч.

1) 60 * 3 =180 (км) - путь, который прошел грузовик до встречи;

2) 240 -180 = 60 (км) - прошел велосипедист до встречи;

3) 60 : 3 = 20(км./ч )

Ответ: 20 километров в час – скорость велосипедиста.

2. От двух пристаней, расстояние между которыми по реке равно 72 км, одновременно вышли навстречу друг другу два катера. Скорость катера в стоячей воде 18 км/ч. Через сколько часов встретятся эти катера, если скорость течения реки 2 км/ч ?

1) 18 + 2=20 (км/ч) - Vпо течению;

2) 18 -2 = 16 (км/ ч) - V против течения;

3) 20+16= 36 км/ч V сбл.

4) 72 : 36= 2 (ч.)

Ответ: встреча произойдет через 2 часа.

Пора домой возвращаться. Пристегните ремни. Полетели.

- А вот и наша планета Земля. Нам надо приземляться. Чтоб у нас была легкая посадка, надо проверить всю аппаратуру и если есть неисправности, надо исправить ошибки.

;

;

;

Беседа:

Итог.

Где мы побывали?

Что мы делали в гостях?

В результате нашего полета, мы закрепили наши знания, умения, навыки устного и письменного счета. Закрепили свои знания по решению задач на движения.

Д.З.