Урок алгебры в 7-м классе по теме: "Применение линейной функции"

Разделы: Математика


Тема: “Применение линейной функции”.

Цель:

  1. Показать связь алгебры и геометрии.
  2. Взаимопроникновение алгебраических и геометрических методов решения задач.
  3. Показать многогранность применения линейной функции в различных сферах человеческой деятельности.
  4. Запустить учебный проект “Применение линейной функции”.
  5. Развитие интереса к математике, увлеченности ею.
  6. Воспитание целостного образа научного знания.

Ход урока:

I. Мотивация.

– На перемене звучит мелодия “Гардемарины, вперед!”

– На фоне затихающей музыки учитель начинает беседу:

В этом году вы, ребята, уже семиклассники. И именно 7-й класс – самый необычный, самый интересный год изучения математики.

Ценен, важен и интересен он тем, что здесь вы познакомились с двумя областями математической науки: алгеброй и геометрией.

  • Как вы думаете, существует ли взаимосвязь между этими науками.
  • Обратите внимание на “Древо математического познания” (1 слайд презентации). (См. Приложение1)

Алгебра и геометрия на нем расположены так близко друг к другу, что алгебраические и геометрические способы решения задач переплетаются, словно ветви этого дерева.

Живительным соком алгебры и геометрии питаются другие математические науки, которых в роскошной кроне математического дерева так много.

Ну что же, давайте тогда и попробуем проследить и следовать тесное сотрудничество алгебры и геометрии.

А для такой тонкой, точной, кропотливой работы нам потребуется очень много качеств. Но главными будут: (2 слайд презентации)

  • Отвага
  • Бодрость
  • Решительность

Ведь быть именно такими, и учат нас настоящие мушкетеры.

  • А из какой книги пришли к нам мушкетеры?
  • Я надеюсь, вы читали книгу А.Дюма “Три мушкетера” и знаете, что штурм мушкетерами Ля Рошаль – важнейшее событие в жизни Франции 18 века, и что подвигам отважных мушкетеров не было числа.
  • И самыми храбрыми, самыми отважными среди мушкетеров были, конечно же, …Атос, Портос, Арамис, Д’Артаньян. И образовавшиеся сегодня на уроке группы предлагаю считать:
      • Ротой Атоса.
      • Ротой Портоса.
      • Ротой Арамиса.
      • Ротой Д’Артаньяна.

Каждый мушкетер в роте, и вся рота в целом имеет возможность за правильный ответ получать мушкетерский орден. Поэтому дерзайте, будьте активными на уроке.

II. Историческая справка.

Но в истории Франции был еще один, совсем не простой мушкетер, а мушкетер – математик.

Имя его – Рене Декарт. (Слайд презентации).

Сразу после взятия крепости Ля Рошаль Декарт ушел из армии, но посвятил себя другому благородному служению: он создал единую математическую науку, которая объединила алгебру и геометрию, привела к “слиянию” алгебраических и геометрических методов.

Так известный мушкетер – математик Рене Декарт стал творцом аналитической геометрии.

Им было установлено Фундаментальное положение:

“Уравнение вида f(x)=0 соответствует на координатной плоскости некоторая линия”

  • А какие линии в координатной плоскости мы с вами уже умеем строить?
  • Но строя эти линии, выполняя вычисления по различным формулам, мы с вами даже и не осознаем, что с помощью этих линий и формул описываются многие процессы окружающей действительности.

Например, звучащая в начале урока музыка может быть описана математически – вот так: “Математический нотный стан” (4 слайд презентации).

И если настоящий музыкант увидит здесь:

  • нотный стан,
  • ноты,
  • скрипичный ключ,
  • размеры и тональность музыки,

то что увидите здесь вы, настоящие мушкетеры – математики? (точки, координатную плоскость, прямые)

– А прямые настоящий математик свяжет с какой– то функцией? (линейной)

Так вот, цель настоящих мушкетеров сегодня на уроке и будет заключаться в том, чтобы увидеть, как известная нам линейная функция находит свое применение в различных областях деятельности человека.

И тогда тема сегодняшнего урока: “Применение линейной функции”

III. Актуализация знаний.

Ну что ж, давайте пройдемся по этому нотному стану и вспомним некоторые понятия, связанные с линейной функцией.

 – скрипичный ключ.

Слушаем как звучат математические ноты.

(Работа по слайду “нотный стан”).

Итак, рыцарский мушкетерский орден получит тот, кто назовет ту область применения линейной функции, о которой рассказал нотный стан. (Музыка).

IV. Следующие задания более сложные.

  1. 5 слайд, y=2x-6 (у доски).
  2. 6 слайд (по группам).
  3. Сравним полученные значения х во всех трех случаях. Но в 1 случае мы решили уравнение алгебраическим методом, а во 2-3 случаях – графическим методом.

Итак, называем еще одну область применения линейной функции. (Геометрия).

И в данном случае мы познакомились с новым разделом математики – аналитической геометрией.

V. А вот чтобы увидеть другие сферы применения линейной функции, я предлагаю вам поработать в группах.

  1. Инструктаж по групповой работе.
  2. Задание группам дано на карточках, решают на больших листах с готовыми чертежами.
  3. Защищают у доски.
  4. Остальные группы узнают и называют сферу применения линейной функции.

1 группа. (Физика).

Группа мушкетеров начинает прямолинейное и равномерное движение из точки (0,0) и через первые 5 с прошла расстояние 6 м.

  • Изобразите график движения мушкетеров.
  • Что произойдет с линей движения, если первоначальное место дислакации удалить от крепости на 3 м.

2 группа. (Метеорология).

Скорость распространения в воздухе крика “Ура!” описана формулой: U=330-2t

  • Постройте график.
  • Вычислите скорость крика “Ура!” в зимний день при t=-150 С и в летний день при t=350 С.

3 группа. (Топография)

Две атакующих роты мушкетеров наступают по закону: y= и y=

– Пройдут ли они через форд (10,15)

– Произойдет ли встреча наступающих.

4 группа (Экономика)

Функция спроса населения Франции 18 века на шпаги выражалась формулой y=2x+5, а функция предложения шпаг – y=-x+8.

  • Пересекаются ли спрос и предложение.

Итак, обобщая все выступления мы приходим к выводу …

VI. Запуск проекта.

Познакомиться с другими сферами деятельности, процессы в которых можно описать с помощью линейной функции, поможет проектная деятельность.

(7 слайд)

  1. Знакомство с основными этапами проектирования.
  2. Темы проектов (8 слайд).

VII. Но если проектами заинтересуются не все, то вот домашнее задание.

(9 слайд) Будет под силу всем.

Домашнее задание:

  • Составить новую задачу о применении линейной функции в той отрасли знаний, которую открыли на уроке.
  • Решение представить через рассмотрение линейной функции.

VIII. Звучит музыка “Гардемарины”(10 слайд).

Пусть эта музыка вас вновь вернет к крепости Ля Рашель, которую сегодня мы вместе с мушкетерами штурмовали по прямой. Пусть в этой музыке вы вновь представите себе мушкетера и математика Рене Декарта, который сказал:

“Прямая – есть кратчайшее расстояние между двумя точками”.

И следуя этому правилу, я призываю вас в своем развитии по восходящей линии, не страшась усталости, не обходя трудностей, идти по прямой от точки не знания к точке знания.

(На доске прямая и крепость)

IX. Рефлексия.

Я в своем движении к знанию нахожусь вот в этой точке.

  • А вы, мушкетеры, хоть чуть-чуть на уроке продвинулись в своем развитии? Каковы ваши впечатления, ваши эмоции. (У каждого ученика конверт с набором карточек – эмоций).
  • Пусть теперь группа решит, где ваша точка на пути от незнания к знанию.

X. Подсчет “добытых наград”.

А теперь я на правах великого мушкетера Декарта приказываю вам:

– составить капитану королевских мушкетеров Де Тревилю – в лице вашей учительницы – отчет о добытых сегодня победах, о количестве заработанных медалей и орденов. С тем, чтобы по достоинству оценил капитан Де Тревиль ваши успехи.

Музыкальное сопровождение-1

Музыкальное сопровождение-2

Презентация