Применение информационных технологий на уроках математики в 10—11-х классах

Разделы: Математика


Методы обучения: деятельностный, наглядно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый, конструктивный, аналитический, контроль ПЭВМ.

Цели урока:

1. Образовательная:

  • выделение наиболее общего существенного из изученных понятий;
  • самостоятельность в выполнении заданий;
  • осмысление изученного материала, воспроизведение и применение знаний с целью их углубления;
  • подготовка к ЦТ и ЕГЭ.

2. Развивающая:

  • развитие математической речи, умения правильно, последовательно и рационально излагать свои мысли;
  • развитие навыка правильной записи математического текста при помощи символов и обозначений;
  • развитие аналитического мышления;
  • развитие познавательной деятельности учащихся через умение анализировать, систематизировать и обобщать материал (с учётом личностно-ориентированных критериев, разноуровневого подхода);
  • развитие навыков само- и взаимоконтроля, само- и взаимооценки;
  • развитие умений правильно аргументировать свою точку зрения.

3. Воспитательная:

  • воспитание культуры слушать своего одноклассника;
  • формирование аккуратности и внимания в письменной математической речи;
  • воспитание навыков коллективной деятельности.

Виды контроля: само- и взаимоконтроль, контроль учителя, компьютерное тестирование.

Оборудование урока: раздаточный материал, информационные средства обучения.

Структура урока.

1 этап. Проблемная постановка цели урока и мотивация учебной деятельности учащихся.

Задача: обеспечение принятия учащимися цели учебно-познавательной деятельности.

Метод: прогнозирование.

Форма роботы: фронтальная

Тема урока: “Решение тригонометрических уравнений”. На уроке мы обобщим и систематизируем знания по данной теме, осуществим контроль знаний, расширим знания по теме, рассмотрев метод вспомогательного аргумента решения тригонометрических уравнений.

У Вас у каждого на столе находится раздаточный материал. Возьмите лист контроля и подпишите его. В этот лист контроля вы будете заносить баллы, которые вы заработаете в процессе контроля.

Лист контроля

Ф. И.  класс

  Количество баллов
Карточка№1

За каждую верную букву (1 балл)

 
Карточка№2

1 задание (2 балла)

2 задание (3 балла)

 
Карточка№3

Тест

 
Итог: “5” (26-31балл)

“4” (22-25 балл)

“3” (17-21 балл)

“2” (меньше 17 баллов)

 
Оценка  

2 этап. Воспроизведение и коррекция опорных знаний.

Задача: Установление глубины и осознанности знаний, выявление пробелов и их коррекция.

Методы: репродуктивный, наглядно- иллюстративный (с применением ПЭВМ), творческий.

Формы работы: фронтальная с использованием ПЭВМ, самостоятельная творческая работа с последующей самопроверкой.

Приложение 1. Слайд№2 презентации “Решение тригонометрических уравнений” (слайд просматривается на экране телевизора).

Задание№1. Заполнить справочную таблицу, которую мы используем при решении тригонометрических уравнений.

Возьмите карточку №1 “Расшифруй”. Приложение 1. Слайд№3 презентации “Решение тригонометрических уравнений” (слайд просматривается на экране телевизора).

Выполните задание. Ответу каждого задания соответствует буква в таблице. Максимальное количество баллов, которое вы можете заработать это 8. Какое слово зашифровано?

Р Т И Г О Н
1

Карточка№1. “Расшифруй”

1 вариант 2. вариант
1.

2.

3.

4 .

5.

6. sin 2x = -1;

7.

8.

1. sin(arcsin1);

2.

3.

4. Sin x = 0;

5.

6.

7.

8. Sin 2x = -1;

Критерии оценки:

“5” - выполнено полностью и верно;

“4” - допущена одна ошибка;

“3” - допущено две ошибки;

“2” - допущено более двух ошибок;

Проверка.

Ответы:

1 задание: буква “Т”;

2 задание: буква “Р”;

3 задание: буква “И”;

4 задание: буква “Г”;

5 задание: буква “О”;

6 задание: буква “Н”;

7 задание: буква “О”;

8 задание: буква “Н”;

Ключевое слово “Тригонон”. Приложение 1. Слайд№4 презентации “Решение тригонометрических уравнений” (слайд просматривается на экране телевизора).

Оцените себя в соответствии с критериями оценки, которые указаны на карточке и оценку занесите в лист контроля.

Историческая справка.Приложение 1. Слайд№5 презентации “Решение тригонометрических уравнений” (слайд просматривается на экране телевизора).

Тригонон - греческое слово треугольник.

Слово “тригонометрия” (от греческих слов “тригонон” - треугольник и “метрео” - измеряю) означает “измерение треугольников”. Возникновение тригонометрии связано с развитием астрономии- науки о движении небесных тел, о строении и развитии Вселенной. Зачатки тригонометрии обнаружены в сохранившихся документах Древнего Вавилона, где астрономия достигла значительного развития. Вавилонские ученые составили одну из первых карт звездного неба. Они умели предсказывать лунные затмения.

3 этап. Повторение и анализ базовых знаний.

Задача: Обработка навыков применения теории к практике при выполнении упражнений, организация целостной системы знаний по данной теме.

Метод: репродуктивный, частично- поисковый, творческий.

Форма работы: самостоятельная работа с последующей взаимопроверкой.

Вопрос 1: Какие основные методы при решении тригонометрических уравнений мы используем?

Возьмите карточку №2. Выполните задание.

Карточка№2

1 вариант.

1. Может ли значение выражения в=1- быть равным 2? (2 балла).

2. Решите уравнение: (3 балла).

2 вариант.

1. Может ли значение выражения в=1- быть равным 2? (2 балла).

2. Решите уравнение: (3 балла).

Ответы:

1 вариант. 1. Да; 2.

2 вариант. 1. Нет. 2.

Закончили.

Взаимопроверка.

Обменялись тетрадями. Проверьте. Ответы для каждого варианта записаны на доске. Проставьте баллы. Подпишите фамилию проверяющего. Занесите количество баллов в лист контроля.

4 этап. Расширение знаний учащихся.

Задача: Расширить знания учащихся по теме “Решение тригонометрических уравнений”.

Метод: наглядно-иллюстративный (с применением ПЭВМ).

Форма работы: коллективная, индивидуальное сообщение.

Сейчас мы с вами познакомимся еще с одним методом решения тригонометрических уравнений: методом вспомогательного аргумента. Возьмите карточку с теоретическим материалом “Метод вспомогательного аргумента”. К компьютеру приглашается заранее подготовленный ученик и комментирует (Приложение 1 слайд№6,7) презентации “Решение тригонометрических уравнений”, который просматривает весь класс на экране телевизора, где подробно разбирается метод вспомогательного аргумента решения тригонометрических уравнений и приводится пример. Карточку с теоретическим материалом учащиеся вкладывают в рабочую тетрадь.

5 этап. Усвоение ведущих идей и основных теорий на основе широкой систематизации знаний.

Задача: Провести итоговый контроль и выявить уровень обученности учащихся по теме “Решение тригонометрических уравнений”, подготовка учащихся к компьютерному тестированию.

Метод: конструктивный, частично-поисковый.

Форма работы: индивидуальная (компьютерный тест).

Форма контроля: ПЭВМ.

Половина класса проходит компьютерное тестирование, вторая половина решает тест в бумажном варианте. Максимальное количество баллов, которое ученик может набрать за тест, равно 18. В тесте есть оценочная таблица каждого задания (смотри приложение 2) к уроку “Тест решение тригонометрических уравнений”. Пока учащиеся выполняют тест, учитель проходит и собирает листы контроля, заносит набранное количество баллов за два предыдущих вида контроля в электронный журнал Количество баллов, полученное за компьютерное тестирование сразу, заносятся в электронный журнал (приложение 3).

6 этап. Подведение итогов урока.

Задача: Сделать анализ и дать оценку успешности работы учащихся на уроке.

Метод: словесный, наглядный, с использованием самооценки и взаимооценки; рефлексия.

Форма работы: аналитическая деятельность.

На данном этапе оценки совместно с учащимися подводится итог урока, выставляется окончательная оценка за урок тем учащимся, кто проходил компьютерное тестирование; всем остальным учащимся итоговая оценка сообщается на следующий урок.

7 этап. Инструктаж по домашнему заданию.

Карточка №4.

  1. Подготовить сообщение по теме “Метод универсальной подстановки”.
  2. Решить уравнение методом вспомогательного угла.

Предлагается разноуровневое домашнее задание:

Уровень А: решить уравнение по образцу в тетради.

Уровень В: 1. Подготовить сообщение.

2. Решить уравнение.

Уровень С:

  1. Подготовить сообщение, разобрать не мене двух примеров.
  2. Решить уравнение.

Литература.

  1. “Алгебра и начала анализа”,учебник для 10-11 классов общеобразовательных учреждений под редакцией А. Н. Колмогорова, Москва “Просвещение”,2004 г.
  2. “Алгебра и начала анализа” дидактические материалы для 10-11 классов, Шабунин М. И. и др. , Москва “Мнемонизма”, 1997 г.
  3. “Математика в таблицах и схемах”. Серия “Школа в клеточку”, Москва “Лист”, 1999г.
  4. “Информатика и образование” научно-методический журнал , №3 2006 г.