Простейшие геометрические фигуры на плоскости (обобщающе-контролирующий урок по математике в 5-м классе с использованием информационных технологий)

Разделы: Математика, Информатика


Методы и приемы использования информационных технологий  на уроках математики.

Ни компьютер, ни информационные технологии сами по себе не способны сформировать интеллектуальные и этические качества ученика школы, они являются лишь вспомогательными средствами решения мировоззренческих задач, а найти эти решения школьник может лишь с помощью грамотного, творчески работающего учителя.

Обычно применяемая классно-урочная система обучения делает неизбежной принадлежностью каждого урока переход от фронтальной работы, от объяснения учителя к индивидуальной работе каждого ученика, завершить которую нужно обсуждением итогов работы, причем желательно коллективным, при этом увеличивается объем информации, как прямой (от учителя), так и обратный (от ученика). При этом обмене информацией очень большую помощь оказывают мультимедиа технологии. Они позволяют учителю контролировать и степень усвоения материала учеником, и скорость его изложения для каждого конкретного ученика в зависимости от уровня подготовки. Применение информационных технологий на уроках приводит к необходимости пересмотреть различные способы подачи учебного материала.

На данном уроке обобщаются знания учащихся о простейших геометрических фигурах на плоскости из школьного курса математики 5 класса.

Для проведения урока необходим кабинет информатики, оборудованный современными компьютерами и цифровой проектор с демонстрационным экраном. В ходе урока используются мультимедиа-презентация, составленная в Power Point, тесты и электронный справочник, созданные при помощи программы Access. В качестве раздаточного материала применяются “Рабочие листы ученика” (в которых школьники фиксируют различные этапы своей работы), выполненные в программе Word.

Весь урок делится на три блока: фронтальный опрос (15 мин), тестирование (10 мин) и самостоятельная работа (10 мин). Оценивается отдельно каждый вид деятельности, а потом выводится итоговая оценка. В результате такой работы у каждого ребенка появляется шанс улучшить свой результат. На первом этапе при помощи презентации “Простейшие геометрические фигуры” выполняется активизация умственной деятельности учащихся, а также осуществляется подготовка к тестированию и решению геометрических задач. Данный вид работы составлен таким образом, что после каждого вопроса учащиеся могут проверить правильность своего ответа, а верные результаты занести в “Рабочий лист ученика”. В ходе демонстрации слайдов учащиеся могут воспользоваться электронным справочником. Эта программа позволяет вносить новую информацию, что дает возможность пользоваться им до конца обучения, тем самым, развивая и закрепляя навыки работы с простейшими базами данных.

Для закрепления и проверки знаний класс делится на две группы (А – средний уровень, В – высокий уровень), что позволяет провести дифференцированную тестовую работу на компьютерах и на местах. Группа В выполняет тестирование, а группа А самостоятельно решает на рабочих листах геометрические задачи. Тест составлен таким образом, что учащийся может выбрать для себя соответствующий уровень сложности (слабый, средний, сложный). По завершению работы группы меняются местами. При использовании такой технологии полностью сохраняется педагогическая доминанта: учитель ни на минуту не исключается из учебного процесса, оказывая индивидуальную помощь учащимся. При этом в полной мере учитываются дидактические задачи урока, особенности класса и индивидуальные способности каждого ребенка. Это позволяет расширить вариативность информационного и учебно-методического обеспечения урока и полнее реализовать, например, принципы личностно-ориентированного образования.

Применение на уроках информационных технологий и специально разработанного программного обеспечения позволяет сделать каждый урок нетрадиционным, ярким, насыщенным, что развивает и повышает интерес учащихся к предмету.

Цели:

Обучающая цель:

  1. Повторить и обобщить знания о простейших геометрических фигурах и их взаимное расположение на плоскости (точка, прямая, отрезок, луч).
  2. Совершенствовать навыки решения задач, содержащих геометрический материал.
  3. Отрабатывать умение выполнять тестовые задания, представленные в электронном виде, умение пользоваться электронным справочным материалом.

Развивающая цель:

  1. Развитие познавательного интереса, творческой активности учащихся.
  2. Развитие культуры речи и поведения.
  3. Развитие умения применять знания на практике.

Воспитывающая цель:

  1. Формировать интерес к предмету.
  2. Формировать умения самостоятельной работы.

Оборудование: компьютерный класс, цифровой проектор.

Материалы:

  1. Тестовая программа, созданная в Access (представлен фрагмент). Управление тестом осуществляется с главного компьютера по локальной сети. Данная программа позволяет централизованно начинать и заканчивать тестирование. Предусмотрена возможность проследить правильность ответов всех учеников, а также сводная ведомость результатов тестирования.
  2. Мультимедиа-презентация “Простейшие геометрические фигуры на плоскости”, выполненная в Power Paint (Рекомендуется просмотр на ОС Windows XP с установленным пакетом MS Office XP).
  3. Электронный справочник по математике, созданный в Access
  4. Раздаточный материал – “Рабочие листы ученика”.

Ход урока:

  1. Организационный момент. Цели и постановка задач на урок – 3 мин.
  2. Повторение и обобщение изученного материала – 15 мин.

(презентация “Простейшие геометрические фигуры” Приложение 1, электронный справочник Приложение 3)

Учащиеся сначала устно отвечают на поставленные вопросы, а потом правильные результаты заносят в Рабочий лист ученика.

Вопросы к слайдам

ПРЯМАЯ (слайды №2, №3, №4)

- Какую геометрическую фигуру мы называем прямой? (Ученики дают определение прямой, проверяя правильность ответа с электронным справочником).

- Назовите точки, принадлежащие прямой – (N, S, K,R)

- Назовите точки, не принадлежащие прямой – (D, L, H)

- Какие прямые пересекают прямую а? – (b, c)

- Какие прямые не пересекают прямую а? – (k)

ОТРЕЗОК (слайды №5, №6)

- Дайте определение отрезка (работа с электронным справочником)

- Какие точки принадлежат отр. АВ? – (A, C, L, B)

- Какие точки не принадлежат отр. АВ? – (D, S, F)

- Назовите прямые, пересекающие отр. АВ – (m)

- Назовите прямые, не пересекающие отр. АВ – (n)

ЛУЧ (слайды №7, №8)

- Что такое луч? (работа с электронным справочником)

- Назовите точки, принадлежащие лучу KL – (K, O, L, D)

- Назовите точки, не принадлежащие лучу KL – (A, B, S, T, C)

- Назовите лучи, пересекающие луч KL – (ST)

- Какие лучи не пересекают луч KL? – (AB)

КООРДИНАТНЫЙ ЛУЧ (слайд №9)

- Дайте определение координатного луча (работа с электронным справочником)

- Назовите координаты точек: D( 1 ), B( 3 ), N( 7 ), S( 8 ), A( 11 )

- Какие точки, удаленные от точки N на:

1 единичный отрезок – S

4 единичных отрезка – A, B

6 единичных отрезков – D

- Для решения геометрических задач нам потребуются формулы нахождения периметров треугольника и прямоугольника.

ТРЕУГОЛЬНИК (слайд №10)

- Какая геометрическая фигура называется треугольником?

- Как найти периметр треугольника? – ( a+b+c )

ПРЯМОУГОЛЬНИК (слайд №11)

- Какая геометрическая фигура называется прямоугольником?

- Как найти периметр прямоугольника? – ( 2a+2b, 2(a+b) )

3. Дифференцированная работа по группам. (10 мин + 10 мин)

Группа А – I вариант.

Самостоятельное решение задач геометрического материала в “Рабочих листах ученика”.

Группа В – II вариант.

Выполнение теста на компьютерах. Приложение 2

После выполнения заданий группы меняются местами.

ЗАДАЧИ.

Группа А – I вариант.

1. В четырехугольнике ABCD стороны АВ и ВС равны и стороны AD и CD равны, ВС=34см, а CD больше АВ на 12 см. Найдите периметр этого четырехугольника.

Краткая запись:

AB – 34 см
BC – 34 см
AD – ? см, = CD
CD – ? см, на 12 см > АВ
РABCD – ? см

Решение:

1) CD=34+12=46 (см)
2) AD=CD=46 см
3) Р=(34+46)•2=160 (см)

Ответ: Р=160 см

2. Дополнительная задача

Периметр треугольника АВС равен 140 см. Сумма сторон АВ и АС равна 98 см, что на 21см больше, чем сумма сторон АВ и ВС. Найдите длины сторон треугольника.

Краткая запись:

РАВС=140 см
АВ+АС=98 см, на 21 > АВ+ВС
АВ - ? см АС - ? см
ВС - ? см

Решение:

1) ВС=140-98=42 (см)
2) АВ+ВС=98-21=77 (см)
3) АВ=77-42=35 (см)
4) АС=98-35=63 (см)

Ответ: АВ=35 см, АС=63 см, ВС=42 см.

Группа В – II вариант.

1. Периметр треугольника MNK равен 132 см. Сумма сторон MN и NK равна 79 см, что на 11 см меньше, чем сумма сторон MK и NK. Найдите длины сторон треугольника.

Краткая запись:

РMNK = 132 см
MN + NK = 79 см, на 11 < MK + NK
MN - ? см
NK - ? см
МК - ? см

Решение:

1) МК=132-79=53 (см)
2) МК+NK=79+11=90 (см)
3) NK=90-53=37 (см)
4) MN=79-37=42 (см)

Ответ: MN=42 cм, NK=37 cм, МК=53 см

2. Дополнительная задача:

В пятиугольнике ABCDE сторона АВ на 8 см меньше стороны CD. Сумма сторон ВС, DE и АЕ равна 67 см, что на 12 см меньше стороны АВ. Найдите периметр этого пятиугольника.

Краткая запись:

АВ - ? см, на 8 см < CD
CD - ? см
ВС+DE+AE=67см, на 12 см < AB
Р - ? см

Решение:

1) АВ=67+12=79 (см)
2) CD=79+8=87 (см)
3) 67+79+87=233 (см)

Ответ: Р=233 см

4. Подведение итогов урока. Домашнее задание. – 2 мин.

Приложение 4. Раздаточный материал