Нестандартный урок математики с использованием информационных технологий

Разделы: Математика


Ученье, лишённое всякого интереса и взятое только силой принуждения, убивает в ученике охоту к учению, без которого он далеко не уйдёт.

К.Д. Ушинский.

На уроках математики учащиеся знакомятся с понятиями, которые часто не могут быть представлены в виде конкретных образов. Материал имеет абстрактный характер. А уровень умственной нагрузки высок. Перед учителем встаёт вопрос: как поддержать интерес к предмету? Эту задачу в какой-то мере решают нестандартные уроки. Такие уроки - это всегда уроки-праздники. На них активны все учащиеся, каждый имеет возможность проявить себя. А информационные технологии обеспечивают информационную насыщенность урока, доступность и наглядность. Их применение способствует лучшему усвоению материала и повышению интереса к предмету.

Я хочу предложить разработку урока геометрии в 7 классе по теме “Треугольник. Первый признак равенства треугольников. Равнобедренный треугольник ”. Данный урок завершает два первых параграфа второй главы, в которых семиклассники знакомятся с понятиями “теорема”, “доказательство”, первыми теоремами геометрии, их доказательством, применением теорем при решении задач. Именно здесь появляются первые трудности в изучении геометрии. Чтобы поддержать интерес к предмету, провожу урок-путешествие в межзвёздном пространстве “Геомудрия” на планету “Треугольник”.

Цели и задачи урока:

  1. Закрепить, обобщить и систематизировать знания по изученной теме.
  2. Создать ситуацию успеха.
  3. Развивать мышление каждого ученика.
  4. Осуществлять дифференцированный подход к оценке знаний.
  5. Прививать интерес к предмету, воспитывать организованность, уверенность.

Ход урока

Презентация

I. 1) Вступительное слово учителя: объявление темы и целей урока. Слайд 1.

Слайд 1.

2) Рассказ учителя. Сегодня мы совершим полёт – путешествиеи в межзвёздном пространстве “ Геомудрия”. Я рада приветствовать вас на борту звездолёта “Орион 8-12-2007КЛ”.

Слайд 2.

3) Маршрут полёта: Земля- планета “Треугольник” - Земля.

“Треугольник”- очень значимая, большая планета в звёздном пространстве “Геомудрия”. Обратите внимание на траекторию полёта. Мы не можем сразу попасть на

“Треугольник”, потому что на нашем пути находится звезда с очень сильным магнитным полем - звезда “Теоромия”.

Вообще, в “Геомудрии” путь к любой планете лежит через эту звезду. Слайд 3.

4) Успешность, результативность полёта будут зависеть от

знания всех понятий, связанных с треугольником, от умения решать задачи по изученной теме, умения доказывать теоремы, поэтому всем необходимо мобилизоваться для достижения цели полёта.

За работой каждого из вас следит центр управления (ЦУ) полётом. (Это могут быть подготовленные ученики старших классов или коллеги- учителя математики). Результаты заносятся в таблицу. Слайд 4.

Оценка за каждый вид работы выставляется в таблицу в программе Excel. Переход к таблице осуществляется при помощи гиперссылки “Оценки”, которая есть на некоторыхслайдах.

5) Итак, последние предстартовые приготовления. Проверьте наличие необходимого оборудования: чертёжных инструментов, “документации” (рабочие тетради, листки для письменных работ)

II. Учитель дает первую команду: Всем членам экипажа приступить к проверке блока памяти.

1) Фронтальная работа с классом. Слайд5.

Вопросы:

  • Какая фигура называется треугольником?
  • Назовите элементы треугольника.
  • Что называется периметром треугольника?
  • По каким признакам различаются треугольники? (По виду углов, по сторонам).
  • Какие виды треугольников вы знаете?

Слайды 6, 7.

2) На слайде изображены треугольники разных видов (Слайд 8). Задание: назовите номер верного ответа.

  • этот треугольник прямоугольный;
  • этот треугольник тупоугольный;
  • равнобедренный треугольник;
  • остроугольный разносторонний;
  • равносторонний треугольник.

(Если учащиеся дают правильный ответ, открываются буквы,

которые составляют слово “успех” и звучат аплодисменты).

Задание выполнено верно.

Итак, подведём итог. Закончите стихотворную строчку:

Зовусь я Треугольник,
Со мной хлопот не оберётся школьник…. Слайд 8.
По-разному всегда я называюсь,
Когда углы иль стороны даны,
С тупым углом – тупоуголен.
Коль острых два, а третий прям - прямоуголен я.
Бываю я равносторонним, когда все стороны равны.
Когда ж все разные даны, то я зовусь разносторонним.
И если, наконец, равны две стороны,
То равнобедренным я величаюсь.

3) Продолжим проверку блока памяти.

Среди треугольников встречаются равные треугольники.

Какие треугольники называются равными? Какие выводы можно сделать из равенства треугольников? (Слайд 9).

Предполагаемый ответ: В равных треугольниках равны соответствующие стороны и углы (работа со слайдом по щелчку).

4) Членам экипажа пройти тестирование на знание трех видов отрезков треугольника. В тексте пропущены ключевые слова, запишите их названия.

Заполни пропуски:

1.---------------- треугольника, опущенной из данной вершины, называется перпендикуляр, проведённый из этой вершины к прямой, которая содержит противолежащую сторону треугольника.

2.--------------- треугольника, проведенной из данной вершины, называется отрезок биссектрисы угла треугольника, соединяющий эту вершину с точкой противолежащей стороны.

3. -------------- треугольника, проведенной из данной вершины, Слайд 10.

называется отрезок, соединяющий эту вершину с серединой противоположной стороны треугольника. (Слайд 10.) (Ученики на подготовленных листах записывают названия трех отрезков треугольника и сдают работу в центр управления полетом. Правильность выполнения проверяется с помощью компьютера).

5) И последнее: Контроль работы электронно-вычислительной машины в диалоговом режиме. (Слайд 11).

Проводится терминологический диктант. Слайд 11.

Учитель диктует слова, ученики на приготовленных листах записывают эти слова через копирку. Один экземпляр сдают в ЦУ, на другом проверяют правильность выполнения задания с помощью Слайда 12.

Основные системы звездолёта проверены. К полёту готовы. Старт разрешаю. Слайды 13, 14, 15.

III. Мы на “Теоромии”.

Вы знакомы с тремя теоремами геометрии.

  • Первый признак равенства треугольников;
  • Свойства равнобедренного треугольника.

Нам потребуются три ученых-геометра из членов экипажа, чтобы сформулировать и доказать эти теоремы.

Учащимся предлагаются краткие условия теорем и рисунки к теоремам. Слайды 17, 18, 19.

Слайд 16.

Испытания прошли успешно. Продолжаем полет на планету “Треугольник”. Слайды 20, 21, 22.

 IV. Планета “Треугольник”.Звездолёт достиг цели.

Мы на планете “ Треугольник”. Здесь нас ждали для разрешения многих задач. Слайд 23.

1) Решение задач по готовым чертежам. Слайды 24, 25, 26.

2) Самостоятельная работа двух уровней. Слайд 27.

Базовый уровень:

1. Определить периметр забора, которым огорожен участок треугольной формы, если его стороны равны 18,7 м., 13,6 м. и 10,6 м.

2. Отрезки АВ и СД пересекаются в точке О, которая является серединой каждого из них. Докажите, чтоАОД = ВОС.

3. Дан равнобедренный треугольник ДВС с основанием СД, ВО – медиана, < ВСД = 50°. Найдите чему равны углы ВДС, СВД и СВО.

Повышенный уровень:

1. Периметр равнобедренного треугольника равен 20 см. Его боковая сторона в 2 раза больше основания. Найдите стороны этого треугольника.

2. Отрезки АВ и СД пересекаются в точке О, которая является серединой каждого из них. Докажите, что <ОАС =<ОВД.

3. Дан равнобедренный треугольник ДВС, ДС – его основание, ВО – медиана, <ОВД=32°. Чему равны углы ДВС, ВОД и ВСО?

Слайд 27.

Задачи полёта выполнены. Возвращаемся на Землю. Слайды 28, 29 30.

V. Мы дома.

Домашнее задание: Составить кроссворд, объединяющий известные геометрические понятия, или написать сочинение о треугольнике в форме сказки, басни или детектива. Слайд 31.

VI. Итог урока. Таблица с оценками за урок.

Слайды 32, 33.