Урок по математике в 5-м классе по теме "Действия с десятичными дробями"

Разделы: Математика


Тема урока: Действия с десятичными дробями

Тип урока:  урок обобщения и повторения изученного (темы пунктов 30- 38 учебника)

Форма проведения урока: урок-смотр знаний с элементами игры.

Цели урока.

  • Дидактические:
    • проверка практических навыков и умений при работе с десятичными числами; умений учащихся самостоятельно применять знания в стандартных условиях, а также в измененных нестандартных условиях;
    • знакомство с историческим материалом по теме;
    • активизация познавательной, мыслительной деятельности учащихся на уроке за счет вовлечения их в игру.
  • Воспитательные: формирование навыков работы индивидуально, умений работы в группе; оказание взаимопомощи в трудных математических ситуациях.
  • Развивающие:  развитие умений логически рассуждать.

Оборудование: интерактивная доска, компьютеры (9 рабочих мест).

ХОД УРОКА

I.  Организационный момент

II.  Ход игры

Класс делится на две команды с равным количеством участников. Команды до урока придумали название, выбрали капитана, приготовили приветствие. Из учащихся класса определяется жюри в количестве 2-х человек (эти ученики достаточно хорошо усвоили данный материал).
На доске вывешивается экран соревнования, который заполняется по ходу игры.

Этапы

Команда I

Команда II

1 Расшифровать название команды соперника    1 б    
2 Приветствие команд  1 б    
3 Операция «Компьютер» 6 б    
4 Кто быстрее? Кто точнее? 1 б    
5 Магические квадраты    
6 Фокусы от жюри 10 б    
7 Конкурс капитанов 4 б    
8 Личное задание  5 б    
9  Теоретический + компьютерный (6 б + 6 б)    
10 Представление презентаций 10 б    
11 Дополнительно 3 б    
Общий счет    

I этап. Приветствие команд  (1 балл)  (Приложение 1).

II этап. Каждая команда представляет на обозрение участников игры свой ребус, в котором зашифровано название команды. Другая команда отгадывает ребус и тем самым может заработать 1 балл. (Приложение 2  Приложение 3).

III этап. Операция «Компьютер»  (6 баллов)

Требуется проверить «блок памяти» и исправить «неполадки» (ошибки в вычислениях). На доске задание:

Восстановите запятые в примерах (каждой команде предоставляется по 6 примеров). По одному человеку от каждой команды выходят поочередно к доске и проставляют запятые. (Приложение 4).

IV этап. Магические квадраты (по 1 баллу за верно отгаданный квадрат)

На доске нарисованы квадраты. Каждая команда получает такие же листы для удобства работы. Участники игры находят верное решение и показывают его на доске. (Приложение 5).

V этап. Фокусы от жюри (5 баллов за отгаданный фокус)

Один из членов жюри показывает участникам игры фокус.

Фокус с кубами.

Берем четыре куба.
На гранях куба числа 0,1;  0,2;  0,3;  0,4;  0,5;  0,6. Причем на противоположных гранях 0,1 и 0,6;  0,2 и 0,5;  0,3 и 0,4.
Фокус заключается в следующем: любой желающий ученик ставит куб один на другой в любом порядке. Фокусник «мгновенно» говорит сумму чисел, которые находятся на закрытых гранях.
Ответ: Сумма чисел противоположных граней равна 0,7. Если кубы (4 куба) поставить один на другой, то сумма чисел всех граней будет равна 0,7 * 4 = 2,8. Фокусник из этой суммы вычитает число, стоящее на верхней грани последнего куба.

VI этап. Кто быстрее? Кто точнее? (1 балл)

На доске рисунок.

Учитель: Я измерила две стороны своего треугольного забора; их длины оказались равными 18,7 м и 13,6 м. Третью сторону никак не могу измерить, потому что ее пересекает канава. Мой сосед сказал, что периметр моего забора 42,9 м. Но я все равно не могу измерить третью сторону, так как даже не знаю этого странного слова «периметр» и как его использовать. Помогите мне, пожалуйста. (Приложение 6).

VII этап. Конкурс капитанов (4 балла)

Капитаны выходят к отдельным столам и выполняют свои задания на карточках. В это время с остальными участниками проводится следующий этап. (Приложение 7 Приложение 8).

VIII этап. Личное задание (5 баллов)
Команда получает карточки с уравнениями и решает их. Каждому ответу уравнения соответствует буква. Таким образом, каждая команда получает слово – фамилию знаменитого математика (Стевин, Магницкий). Пока участники игры не знают, чем знамениты эти люди. Рассказать о них они смогут только в конце нашей игры (за что могут получить дополнительно по 3 балла), так как информация о них содержится в презентациях в следующем этапе игры. (Приложение 9,  Приложение 10).

IХ этап. Теоретический + компьютерный (6 б + 6 б)

Одна команда занимает места у компьютеров, где они выполнят задания (оценивать их будут гости).
За компьютерами дети работают поочередно командами в программе «Витаминный курс по математике для 5 класса», которая установлена на каждом компьютере.
Задание I команде: раздел «Дроби», тема «Преобразование дробей» 2 часть; тема «Сравнение дробей» 2 часть. Другая команда будет отвечать членам жюри на вопросы билетиков, в которых прописаны вопросы по правилам действий с десятичными дробями. (Приложение 11).

Х этап. Представление презентаций (10 баллов)

Команда «Число» представляет презентацию «Числа-лилипуты». (Приложение 12).

Команда «Дробь» – «История возникновения дробей». (Приложение 13).

Возвращаемся к знаменитым математикам. Слово представляется участникам каждой команды. Дети объясняют, что они узнали о Стевине и Магницком из данных презентаций.

III. Подводится итог игре. Объявляется команда-победительница.

Все приложения, а также презентации, подготовленные для данного урока, прилагаются в электронном варианте.
На уроке использовалась программа «Витаминный курс математики» для 5-го класса. Она установлена на 9-ти компьютерах в кабинете информатики, где проходил данный урок.