Урок математики в 5-м классе по теме: "Действия с десятичными дробями"

Разделы: Математика


Тип урока: урок повторения и закрепления знаний по темам “Сравнение десятичных дробей”, “Сложение и вычитание десятичных дробей”, “Умножение и деление десятичной дроби на натуральное число”.

Цели:

Образовательная: проверить знания учащихся по теме, повторить арифметические действия с десятичными дробями.

Развивающая: развивать логическое мышление, активизировать мыслительную деятельность с помощью применения информационных технологий, установить межпредметные связи математики с астрономией.

Воспитательная: прививать интерес к математике, воспитывать трудолюбие, аккуратность, развивать общую культуру личности.

Формы организации учебной деятельности: коллективная, индивидуальная.

Оборудование: компьютер, проектор.

Дидактическое обеспечение урока: набор индивидуальных карточек, презентация PowerPoint “Путешествие по Солнечной системе” (Приложение 1), аудиофайл с музыкой космоса (Приложение 2).

Ход урока:

I. Организационный момент

Сообщение темы и постановка целей урока.

Учитель: Сегодня я приглашаю вас на необычный урок. Сегодня мы совершим виртуальное путешествие по планетам Солнечной системы и проверим свои знания и умения по выполнению изученных нами действий с десятичными дробями.

Презентация. Слайд 1. Демонстрация Солнечной системы.

Звездное небо. Что может быть необычнее и притягательнее? Россыпь звезд, яркий свет далеких галактик.

Человек давно начал постигать межпланетное пространство. Но, к сожалению, человеческие возможности ограничены, и здесь на помощь ученым приходит наука математика.

Оформление тетрадей.

II. Актуализация знаний по теме “Сравнение десятичных дробей”.

Учитель: Проверим готовность к путешествию. Выполним графический диктант. В случае согласия с утверждением проведите горизонтальную черту _ , в противном случае – уголок U .

У доски с обратной стороны выполняют работу 2 человека.

Диктант:

1. Ученики 5”б” класса могут записать любое смешанное число или любую обыкновенную дробь в виде десятичной. Пояснение при проверке: смешанные числа и обыкновенные дроби, в знаменателе которых разрядная единица 10, 100, 1000 и т.д.

2. В десятичной дроби 9,03 после запятой в дробной части 1 цифра. Пояснение при проверке: числитель дробной части должен иметь столько цифр, сколько нулей в знаменателе.

3. Прежде, чем сравнивать десятичные дроби, надо уравнять количество цифр после запятой. Пояснение при проверке: при этом десятичные дроби сравнивают как натуральные числа; второй способ – сравнение по разрядам.

4. Чтобы сложить/вычесть десятичные дроби, нужно выполнить алгоритм, в котором 4 шага. Пояснение при проверке: 1. Уравнять количество знаков после запятой, 2. записать в столбик запятая-под запятой. 3. Сложить/вычесть как натуральные числа. 4. Поставить запятую под запятой.

5. При округлении десятичной дроби в случае, если первая отбрасываемая или замененная нулем цифра равна 0, 1, 2, 3, 4, то стоящую перед ней цифру не увеличиваем на 1. (Пояснение при проверке: увеличиваем на 1 при отбрасывании цифр 5-9.

6. Произведением десятичной дроби и натурального числа называют сумму слагаемых, в которой слагаемые равны десятичной дроби, количество слагаемых – натуральному числу. Пример при проверке: 3,1? 3=3,1+3,1+3,1.

Проверка:

 Оценивание работы на полях: “5” - 6 верных знаков, “4” - 4-5 знаков, “3” - 3 знака.

III. Проверка навыка сравнения десятичных дробей.

Учитель: Заправлены в планшеты космические карты.

Отправимся в дорогу мы прямо из-за парты.

Первый на пути – Меркурий.

Он первый от Солнца, с него и начнем,

Нет атмосферы и жизни на нем.

Презентация. Слайд 2. Демонстрация Меркурия.

На Меркурии мы повторим правила сравнения дробей. Работать будем на полосках с кружочками (карточка 1).

Задание: в каждой из троек предложенных чисел выберите наибольшее. Запишите букву, соответствующую выбранному числу. Прочитайте слово. Время выполнения – 3 мин. По готовности поднимите руку.

Презентация. Слайды 3-9.

Б

П

Т

 

А

У

Я

 

19

18,3

18

С

З

В

 

12,2

14,2

10,28

В

Т

Ж

 

2,17

2,170

2,171

О

Е

Ы

 

9,08

9,0812

9,1

П

М

Н

 

0,5

0,005

0,05

Я

Ю

В

Проверка правильности выполнения задания.

Презентация. Слайд 10.

Ответ:

Объяснение случаев

Самооценка на полях: 1 ошибка- “4”, 2-3 ошибки – “3”.

Учитель: Слово “пустыня”, казалось бы, земное, появилось здесь не случайно. Меркурий – первая от Солнца планета, Солнце здесь светит в 7 раз сильнее, чем на Земле. Меркурий – царство пустынь. Одна половина его – горячая каменная пустыня, другая – ледяная пустыня.

IV. Проверка навыков сложения и вычитания десятичных дробей.

Учитель: Летим дальше. Следующая на нашем пути планета, четвертая от Солнца, похожа на Землю, но меньше ее по величине и холоднее. Единственный, кроме Луны, космический объект, который уже можно достичь при помощи современных ракет.

Какая это планета? Марс.

Презентация. Слайд 11. Демонстрация Марса.

На Марсе мы повторим правила сложения и вычитания десятичных дробей. Задание будет таким. Вспомните алгоритм сложения/вычитания десятичных дробей, проверьте верность числовых неравенств на карточке 2. Закрасьте те клетки таблицы, в которых записаны верные числовые равенства. Время выполнения задания – 4 мин. Готовность – поднятая рука.

Решение устно, вспомогательные записи выполните в тетради. 1 человек выполняет задание с обратной стороны доски, выполняя вычисления и закрашивая клетки на листе формата А4, прикрепленном на магнитах.

2,7+1,35=4,05

88,252–4,69=83,562

11,1–2,8=8,3

9,4–3,7=5,7

5–2,3=27

22,191+5,8=2224,9

4,1+2,9=7

16,78–5,45=11,33

7,4+2=9,4

Какую букву русского алфавита образовали все закрашенные клетки?

Презентация. Слайд 12.

С – “Солнце”. Солнце - это огромный шар из плазмы, состоящий, в основном, из водорода и гелия, звезда-карлик, вокруг которой обращаются все планеты Солнечной системы.

Презентация. Слайд 13.

Самооценка на полях: 1-2 ошибки – “4”, 3-4 ошибки – “3”.

V. Проверка умения округлять десятичные дроби.

Учитель: Скорости вращения планет вокруг Солнца различны. Приведем, к примеру, скорости вращения посещенных нами планет:

Скорость вращения Марса 24,1 км/с, скорость вращения Меркурия 47,9 км/с.

Запишите эти десятичные дроби, округлите их до единиц.

Задание: сравните скорости вращения Меркурия и Марса.

(48:24=2 –Меркурий вращается быстрее Марса в 2 раза)

Проверка правильности решения. Повторение алгоритма округления десятичных дробей.

VI. Устная фронтальная проверка усвоения правила умножения десятичной дроби на целое число.

Учитель: Следующую планету нашего виртуального путешествия отгадать непросто. Для этого нужно вспомнить правило умножения десятичной дроби на целое число. Рассмотрите внимательно высказывания. Определите, истинны они или ложны. Зачеркните в карточке 3 буквы, связанные с ложными высказываниями. Из оставшихся букв составьте слово, обозначающее название планеты. Время выполнения – 5 мин., готовность – поднятие руки.

а

6,3·10=63

и

л

0,0057·100=57

л

я

0,563·10=563

л

т

0,6·6=0,36

л

в

7·0,02=0,14

и

н

1,1·8=8,8

и

р

1,24? 1000=1240

и

е

2,5·4=10

и

о

3,9·0=3,9

л

 

Т

В

Е

Т

Р

О

Е

Л

Н

Л

Я

А

Т

Презентация. Слайд 14. Демонстрация Венеры.

Венера – вторая планета от Солнца. Она подходит к Земле ближе, чем какая-либо другая. Найти Венеру на небе очень легко. Каждые 7 месяцев в течение нескольких недель Венера представляет собой самый яркий объект в небе.

VII. Эмоциональная пауза.

Звучит легкая космическая музыка (Приложение 2)

Учитель: Снова отправляемся в открытый космос.

Закройте глаза и представьте перед собой картину. Тишина. Темное небо. Маленькая точка. Точка приближается и превращается в шар. Мы уже можем различить на точке синий цвет – это океаны. Желтый и коричневый – пески. Зеленый цвет – леса. И вот на небе появляется еще одна маленькая точка – это Вы. Вы летите над планетой Земля. Вам легко, спокойно. Перед Вами открываются бескрайние картины звездного неба. Через несколько секунд по моей просьбе Вы откроете глаза и окажетесь на Земле отдохнувшими и полными свежих сил и энергии.

Презентация. Слайд 15. Демонстрация Земли.

VIII. Контроль усвоения знаний по теме “Умножение десятичной дроби на целое число”.

Учитель: В заключение урока решим в тетрадях задачу.

Задача. Луч света от Солнца распространяется со скоростью 300 000 км/с. До Земли луч света доходит за 498,7 с. Найдите, на какое расстояние удалена Земля от Солнца.

Решение:

для нахождения расстояния необходимо скорость умножить на время.

498,7? 300000=149610000,0 (км)

Ответ: 149 млн 610 тыс. км.

IX. Подведение итогов урока:

Учитель: Какие действия с десятичными дробями повторили мы на уроке?

Что нового узнали сегодня?

Какая из планет вам запомнилась больше всего?

Сегодня мы побывали только на четырех планетах Солнечной системы. Всего же планет в нашей системе 9.

Презентация. Слайд 16. Демонстрация Солнечной системы.

Если мы будем удаляться от Солнца, то увидим планеты в таком порядке: Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, Плутон.

С рекордами планет Солнечной системы вы можете познакомиться на стенде “Информация для умников”, а также в энциклопедиях, на Интернет-сайтах.

В течение урока вы оценивали свои знания по теме “Действия с десятичными дробями”. Сейчас на основании самооценки поставьте себе оценку за урок. Дома повторите, пожалуйста, темы, которые вызвали у вас затруднение.

X. Домашнее задание.

Учитель: В тетради запишите расстояние от посещенных сегодня планет до Солнца.

1 колонка. Меркурий – 57,9 млн км.

2 колонка. Венера – 108,3 млн. км.

3 колонка. Марс – 227,7 млн. км.

Найдите время, за которое луч света дойдет от Солнца до каждой из этих планет. При решении задачи используйте некоторые данные классной работы.

Спасибо за работу.