Мы, учителя городских и сельских школ Российской
Федерации, обращаемся с предложением внести коррективы в существующую
образовательную систему и требованием устранить пробелы законодательства,
которые ставят под угрозу эффективную работу государственных средних
образовательных учреждений и систему образования в целом.
Тема кризиса школьного образования неоднократно поднималась
нашими коллегами, и сегодня достигла своего апогея. В связи с отменой единой
тарифной сетки (ЕТС) и внедрении нового метода расчета заработной платы,
базовая оплата учителям в ряде регионов была снижена. Согласно новому методу,
реализованному Министерством науки и образования, заработная плата учителя с
начала учебного года рассчитывается за «класс-комплект», то есть фактическое
количество учеников в классе, а не количество отработанных часов. На практике
учитель потерял по 1-2 тысячи рублей при увеличении нагрузки в среднем на 4-6
академических часов в неделю. Эти изменения происходят на фоне того, что
школьный учитель в среднем получает около 8.000 рублей в месяц. Как прожить на
эти деньги?
Мы крайне обеспокоены этой ситуацией. Если в городских
школах формирование «класс-комплектов» чревато проблемами расхождения программ,
увеличением нагрузки на учителей и неуспеваемости детей, то в малокомплектных и
сельских школах, где число учащихся в классе редко достигает 12 человек,
учителю придется в буквальном смысле собирать детей разной успеваемости и
возраста в единые классы, чтобы увеличить свою нагрузку в часах. Схема
расчетов, которая должна была привести к эффективному и справедливому
распределению средств внутри школы, на деле, во многих случаях привела к
обратному эффекту. Пострадали малокомплектные школы небольших городов и
поселков, специализированные учебные заведения, в роли обиженных оказались и
учителя начальной школы, и предметники. Кроме того, система начисления стимулирующей части
заработной платы, не имеющая общей для всех четкой и прозрачной формулы
расчета, в ряде случаев стала почвой для злоупотреблений и сведения счетов в
коллективах. И это плюс к уже имеющимся, давно всем известным проблемам:
нехватке специалистов, недостаточный приток молодых кадров, непомерный объем
«бумажной» отчетности, отсутствие определенности в программах, рекомендациях по
использованию учебников (качество последних, так же вызывает массу вопросов),
недооснащенность классов. Работа учителя сегодня во многом напоминает бег с
препятствиями, где уже нет места главному – обучению и воспитанию. Ведь все
силы и время педагога уходят на борьбу с трудностями – финансовыми, бытовыми,
организационными… Ситуация может оказаться катастрофической на фоне общего
снижения уровня образования в стране. Проблемы учителей оставили равнодушными чиновников
департамента образования. Надежда быть услышанными через обращение к президенту
РФ так же оказалась тщетной. Складывается впечатление, что никому абсолютно нет
дела до наших проблем и бед, а, значит, и нравственного воспитания детей. Мы
выполняем новые требования к системе образования, боремся с финансовыми
трудностями и бюрократическими преградами. Мы продолжает вести уроки,
проглатывая обидные нарекания в нашу сторону. Непонятно по какой причине
государство не хочет услышать самих учителей? Ведь только собравшись вместе,
учителя России могут разглядеть все недочеты и промахи нового стандарта
образования, помочь скорректировать и наладить его работу. Никому нет дела до того, что скоро учить детей будет некому.
И дело совсем не в том, что новый образовательный стандарт не прижился в
российских школах и не в том, что сельские педагоги стали получать еще меньшие
деньги, чем до нововведения. Дело в безнадежности брошенных на произвол судьбы
учителях, а значит и наших детях. Считаем необходимыми реализацию следующих мер по выводу из
кризиса российской системы образования:
1. Введение единой структурированной правовой базы, в
которой регламентированы права и обязанности всех участников образовательного
процесса. Внесение поправок в законодательство РФ для создания механизма защиты
учителя; 2. Принятие программы поддержки молодых педагогов на
федеральном, а не на региональном уровне, прежде всего, в части заработной
платы; 3. Приравнивание статуса учителя к статусу государственных
служащих; 4. Пересмотр системы ЕГЭ. По мнению большей части
педагогического сообщества нашей страны, американская модель -- не лучший
способ оценки знаний российских школьников; 5. Осуществление регулярной методической поддержки учителям
городских и сельских школ; 6. Минимизация количества и объёма отчётов, а так же
другой «бумажной» работы для учителей, завучей и директоров школ, в частности,
созданием: «Образовательной программы», «Программы развития», «Воспитательной
концепции школы», «Профилактических программ», «Программы информатизации» и
др., либо введение специальной единицы для выполнения эпистолярных
обязанностей. Задача учителя – учить; 7. Создание в школе полноценной медико-психологической
службы. Ставка врача на школу «2 присутственных дня» с учетом количества
учащихся 500-700 человек. Организация часов «психологии» в каждом классе, время
для проведения социальной работы; 8. Разработка программы действий, направленных на
реализацию мер по защите национального языка в системе образования, увеличение
обязательных часов «русского языка» и «литературы». 9. Модернизация системы оценки знаний учащихся:
«пятибалльная система» существующая номинально сегодня фактически является
«трехбалльной»; 10. Разработка системы мер по воспитанию толерантности
школьников, исключив при этом возможность «перевеса» в пользу одной из культур;
11. Предоставление работы в системе образования всем
руководящим и методическим должностям людям с практическим стажем работы
учителем не менее 5 лет; 12. Осуществление обязательной учительской практики
сотрудникам всех рангов ОНО один раз в 5 лет не менее одной учебной четверти; 13. Предоставление сводной ведомости по успеваемости один
раз за полугодие, отчёт по классному руководству -- в конце года. Основная
сводка успеваемости находится у учителя в классном журнале; 14. Все новшества, внедряемые авторами новых учебников и
пособий, должны тестироваться самими авторами в районных и сельских школах, и
только после этого в городских. При этом время работы автора в качестве
учителя, должно быть не менее одной учебной четверти и это не должно
сказываться на заработной плате учителя, вместо которого работает автор
учебного пособия.
От педагогов интернет-издания «Завуч.Инфо»
(www.zavuch.info) просим Правительство Российской Федерации принять меры для
устранения проблем в российской системе образования!
Источник: http://zavuch.info/forum/viewtopic.php?t=856 |