Муниципальное общеобразовательное учреждение «Косинская основная общеобразовательная школа» Урок с использованием ИКТ Решение квадратных уравнений по формуле. Разработчик: Черевина Оксана Николаевна учитель математики 2009 год. Цель: закрепить решение квадратных уравнений по формуле, способствовать выработке у школьников желания и потребности обобщения изучаемых фактов, развивать самостоятельность и творчество. Оборудование: математический диктант (Презентация 1), карточки с разноуровневыми заданиями для самостоятельной работы, таблица формул для решения квадратных уравнений(в уголке «В помощь к уроку»), распечатка «Старинной задачи» (количество учащихся), балльно-рейтинговая таблица на доске. Общий план: Проверка домашнего задания Математический диктант. Устные упражнения. Решение упражнений на закрепление. Самостоятельная работа. Историческая справка. Ход урока. Оргмомент. Проверка домашнего задания. - Ребята, с какими уравнениями мы по познакомились на прошедших уроках? - Какими способами можно решать квадратные уравнения? - Дома вы должны были решить 1 уравнение двумя способами. (Уравнение давалось 2-х уровней, рассчитанное на слабых и сильных учеников) - Давайте вместе со мной проверим. как вы справились с заданием. (на доске учитель до урока делает запись решения дом. задания) Ученики проверяют и делают вывод: неполные квадратные уравнения легче решать разложением на множители или обычным способом, полные – по формуле. Учитель подчеркивает: не зря способ решения кв. уравнений по формуле называют универсальным. Повторение. - Сегодня на уроке мы продолжим с вами заниматься решением квадратных уравнений. Урок у нас будет необычный, потому что сегодня вас не только я буду оценивать, но и вы сами. Чтобы заработать хорошую оценку и успешно справиться с самостоятельной работой, вы должны заработать как можно больше баллов. По одному баллу, я думаю, вы уже заработали, справившись с домашним заданием. - А теперь я хочу, чтобы вы вспомнили и еще раз повторили определения и формулы, изученные нами по данной теме.(Ответы учащихся оцениваются 1 баллом за правильный ответ, и 0 баллов - неправильный) - А сейчас, ребята, мы с вами выполним математический диктант, внимательно и быстро читайте задание на мониторе компьютера. (Презентация 1) Учащиеся выполняют работу, и с помощью ключа оценивают свою деятельность. Математический диктант. Квадратным уравнением называют уравнение вида… В квадратном уравнении 1-й коэффициент -…, 2-й коэффициент -…, свободный член - … Квадратное уравнение называют приведенным, если… Напишите формулу вычисления дискриминанта квадратного уравнения Напишите формулу вычисления корня квадратного уравнения, если корень в уравнении один. При каком условии квадратное уравнение не имеет корней? (самопроверка с помощью ПК, за каждый правильный ответ - 1 балл). Устные упражнения. (на обратной стороне доски) - Назовите сколько корней имеет каждое уравнение? (задание также оценивается в 1 балл) 1. (х - 1)(х +11) = 0; 2. (х – 2)² + 4 = 0; 3. (2х – 1)(4 + х) = 0; 4. (х – 0.1)х = 0; 5. х² + 5 = 0; 6. 9х² - 1 = 0; 7. х² - 3х = 0; 8. х + 2 = 0; 9. 16х² + 4 = 0; 10. 16х² - 4 = 0; 11. 0,07х² = 0. Решение упражнений на закрепление материала. Из предложенных на мониторе ПК уравнений выполняются самостоятельно(СD-7), при проверке, учащиеся выполнившие вычисления правильно поднимают руки (1 балл); в это время более слабые учащиеся решают на доске по одному уравнению и те, кто справились самостоятельно с заданием получают по 1 баллу. Самостоятельная работа в 2-х вариантах. Кто набрал 5 и более баллов начинают самостоятельную работу с №5. Кто набрал 3 и менее – с №1. Вариант 1. №1. Для каждого уравнения вида ax² + bx + c = 0 укажите значения a, b, c. а) 3х² + 6х – 6 = 0, б) х² - 4х + 4 = 0, в) х² - х + 1 = 0. №2. Продолжите вычисление дискриминанта D квадратного уравнения ax² + bx + c = 0 поформуле D = b² - 4ac. а) 5х² - 7х + 2 = 0, D = b² - 4ac D= (-7²) – 4• 5 • 2 = 49 – 40 = …; б) х² - х – 2 = 0, D = b² - 4ac D = (-1) ² - 4 • 1• (-2) = …; №3. Закончите решение уравнения 3х² - 5х – 2 = 0. D = b² - 4ac D = (-5) ² - 4• 3•(-2) = 49. х = … №4. Решите уравнение. а) (х - 5)(х + 3) = 0; б) х² + 5х + 6 = 0 №5. Приведите уравнение к квадратному и решите его: а) (x-3)^2=3x-5; б) (x+4)(2x-1)=x(3x+11) №6. Решите уравнение x2+2√2 x+1=0 №7. При каком значении а уравнение х² - 2ах + 3 = 0 имеет один корень? Вариант 2. №1. Для каждого уравнения вида ax² + bx + c = 0 укажите значения a, b, c. а) 4х² - 8х + 6 = 0, б) х² + 2х - 4 = 0, в) х² - х + 2 = 0. №2. Продолжите вычисление дискриминанта D квадратного уравнения ax² + bx + c = 0 по формуле D = b² - 4ac. а) 5х² + 8х - 4 = 0, D = b² - 4ac D = 8² – 4• 5 • (- 4) = 64 – 60 = …; б) х² - 6х + 5 = 0, D = b² - 4ac D = (-6) ² - 4 • 1• 5 = …; 3№. Закончите решение уравнения х² - 6х + 5 = 0. D = b² - 4ac D = (-6 ) ² - 4• 1•5 = 16. х = … №4. Решите уравнение. а) (х + 4)(х - 6) = 0; б) 4х² - 5х + 1 = 0 №5. Приведите уравнение к квадратному и решите его: а) (x-2)^2=3x-8; б) (3x-1)(x+3)+1=x(1+6x) №6. Решите уравнение x2+4√3 x+12=0 №7. При каком значении а уравнение х² + 3ах + а = 0 имеет один корень. Итог урока. Подведение итогов по результатам балльно-рейтинговой таблицы. Историческая справка и задача. Задачи на квадратные уравнения встречаются уже в 499 году. В Древней Индии были распространены публичные соревнования в решении трудных задач. В одной из старинных индийских книг говорится: «Как солнце блеском своим затмевает звезды, так ученый человек затмит славу другого в народных собраниях, предлагая и решая алгебраические задачи». Часто они были в стихотворной форме. Вот одна из задач знаменитого математика Индии 12 века Бхаскары: Обезьянок резвых стая Всласть поевши развлекалась, Их в квадрате часть восьмая На поляне забавлялась. А 12 по лианам… Стали прыгать, повисая. Сколько было обезьянок, Ты скажи мне, в этой стае? VII. Домашнее задание. Предлагается решить данную историческую задачу и оформить её на отдельных листах, с рисунком. ПРИЛОЖЕНИЕ № Ф.И. учащегося Виды деятельности ИТОГ Домашнее задание Диктант Устные упражнения Закрепление материала Работа ПК Работа у доски 1 Иванов И. 2 Федоров Г. 3 Яковлева Я. … Максимальное количество – 22-23 балла. Минимальное – 3-5 баллов 3-10 баллов – оценка «3», 11-20 баллов – оценка «4», 21-23 баллов – оценка «5» |